Если бы законопроект выдвинули только представители оппозиционной национально-консервативной партии (EKRE), то это можно было бы считать лишь очередным шагом по "раскрутке" имиджа этой базирующейся на принципах крайнего национализма политической силы, пишет Борис Григорьев для Sputnik Эстония.
Однако под законопроектом также поставили свои подписи депутаты от Партии реформ, "Отечество" (Isamaa) и даже Центристской партии. Нетрудно было предсказать реакцию, но важнее понять, ради чего это делается?
Остаться "на коне"
Нет сомнений, что все это вытекает из неутешительных рейтингов партий, обнародованных на днях компанией Turu-uuringute AS, согласно которым рейтинг Партии реформ в июне снизился до 28% и почти сравнялся с рейтингом Центристской партии (27%), а занимающая третье место Консервативная народная партия (EKRE) продолжает наращивать популярность, которая достигла рекордных 18%.
Именно стремительный рост популярности EKRE, вероятно, и заставляет политиков из других партий судорожно искать варианты возвращения потерянного ими электората. Допустить возможность того, что EKRE получит если не первый, то второй результат на выборах, пугает многих. И отнюдь не только потому, что это, мягко говоря, удивит многих в Европе (хотя там уже давно и закрывают глаза на национальные "фокусы" прибалтов), а из-за того, что это отодвинет от реальных рычагов власти тех, кто сидел возле них долгие годы.
И тут нет особой разницы кто именно хочет сохранить теплые места, "Отечество" или центристы, за неимением других достижений и в свете экономических трудностей, которые принесет стране сокращение евродотаций, – раздувать межнациональные страсти – это годами проверенный способ вновь оказаться "на коне".
Русские больше не нужны
Впрочем, под руководством прежнего лидера Эдгара Сависаара тем же центристам удавалось лавировать между интересами эстонцев и русскоязычных, не доводя ситуацию до крайности. Теперь исследования показывают, что русскоязычный электорат все больше разочаровывается в Центристской партии (этому способствовала и весьма запутанная и болезненная налоговая реформа), а значит, для сохранения власти пришло время поискать других сторонников.
Конечно, русскоязычные центристы пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, но получается это все хуже. Особенно если учесть, что негативные для русскоязычных новости поступают из стана центристов одна за другой.
Сначала была инициатива Майлис Репс о русских детских садах, воспитанникам которых "ради интеграции" полезно будет иметь эстоноязычных воспитателей (даже если дети еще не знают названия предметов на родном языке), теперь вот при поддержке центристов предлагают финансово разорять тех, кто недостаточно хорошо владеет госязыком. Ничего, кроме отторжения оставшихся русскоязычных сторонников, вызвать это не может, но, возможно, все-таки отберет часть электората EKRE.
Пустые надежды
В принципе, на фоне крайних настроений, наступающей фрустрации у русскоязычных избирателей и уставших от националистических лозунгов эстонцев (а таких немало), сейчас было бы самое время для возникновения на политическом горизонте Эстонии новой партии, которая смогла бы "расчистить площадку" (на этот раз в положительном смысле известного лозунга времен восстановления независимости).
То есть не на словах, а на деле не делила бы жителей страны по национальности, вспомнила о том, что в Конституции страны есть и другие ценные слова, кроме "сохранения жизнеспособности эстонской нации в веках", а также вписала бы в программу вместо быстрой милитаризации страны прагматические экономические интересы, включая взаимовыгодное сотрудничество с Россией.
Надежды на то, что такие идеи сможет реализовать Партия реформ под руководством нового лидера Каи Каллас либо группы наподобие "Эстония 200", к сожалению, не реализовались.
До выборов еще есть время, хотя с большой долей вероятности "старые привычки" эстонских политиков все-таки снова возьмут верх и в марте будущего года мы увидим совсем не то правительство, которое было бы полезно для гармоничного развития государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.