На понедельник, 14 мая, назначен европейский саммит, чтобы попытаться как-то сохранить иранское соглашение. Как все это изменит геополитические баланс? Sputnik Italia взял интервью у Марко Ломбарди (Marco Lombardi), профессора, директора ITSTIME, исследовательского центра по терроризму в Миланском католическом университете:
— Выйдя из соглашения, Трамп сделал то, что обещал американским гражданам во время предвыборной гонки. Его решение обосновано желанием сойти с курса, намеченным его предшественником, и показать миру, что у Америки теперь другой президент, однако выход из иранского соглашения в очередной раз демонстрирует, что сегодняшняя Америка не понимает мир, которым она хочет руководить.
— Результатом выхода из соглашения может стать пересмотр существующих политических альянсов. Америка просит своих союзников показать ей уважение, чтобы предстать на мировой арене в своем вечном образе вождя. То же самое предпринял аль-Багдади после создания Халифата, он хотел, чтобы его лидерство было признано другими странами. С другой стороны, образование новых альянсов необходимо в современном мире, увязшем в конфликтах.
— После победы над ИГ*, альянсы, которые держались только на существовании общего врага, распались. За последние 8 месяцев, стратегии всех стран состояли в том, чтобы вновь укрепить отношения со своими союзниками, основывая сотрудничество на новых целях и интересах. Я считаю, что это единственный полезный результат происходящего в последние месяцы. Мир наконец-то осознал, что союзник не обязательно равен другу, а скорее партнеру, с которым вы разделяете интересы в определенный временной промежуток, когда вам выгодно работать вместе. Примером этого является формирующийся альянс США, Израиля и Саудовской Аравии.
— Что касается перемен в геополитическом балансе: Трамп преподнес европейским странам отличную возможность. Сделал он это, сам того не зная, потому что (я надеюсь) он недооценивает своих европейских союзников, которых он считает неспособными защитить свои независимые от американского влияния проекты. Дела обстоят так: традиционный евроатлантический союз должен быть пересмотрен в свете интересов Европы, которые отличаются от национальных интересов США, и Европа должна рассмотреть евро азиатский союз, учитывая, что Азию объединяют вековые связи с европейскими странами. Гибридная война уже идет. Настало время вступить в игру.
— Сейчас Европу шантажируют тем, что Америка объявит санкции странам, которые будут продолжать поддерживать коммерческие связи с Ираном. С другой стороны, это давление предоставляет Европе возможность не принимать как единственно возможный давно потерявший смысл альянс с США, так что направление перемен зависит не от угрозы, а от политической воли стран-членов ЕС. В этом смысле игра только начинается, она может существенно повлиять на отношения между европейскими странами, ведь они будут по-разному реагировать на этот диктат. В целом я настроен не сильно оптимистично: я не думаю, что на данный момент в Европе есть храбрые лидеры, которые нам нужны для такой борьбы.
— Является ли выход из соглашения также шагом против России, которая являлась его страной-гарантом? Это могло быть одной из причин выхода. Скорее это очередной шаг израильско-саудовской-американской коалиции в их противостоянии с Сирией и Ираком. Никто бы недавно даже не подумал, что такая коалиция возможна. Самый интересный аспект во всей это ситуации как раз в необходимости принять данный политический парадокс, который обозначает перемену существующих парадигм, для того, чтобы осознать этот конфликт, и им управлять.