Тоомас Хендрик Ильвес был президентом Эстонии в непростое время. Государственные институты часто обвиняли в дискриминации русскоязычного населения, историческом ревизионизме, оправдывающем, к примеру, подразделения SS гитлеровской армии, недоброжелатели постоянно вспоминали паспорта неграждан, языковую инспекцию, перевод гимназий с русским языком обучения на частичное эстоноязычное образования. Да и сам Ильвес нет-нет да и говорил что-то, трактуемое «врагами свободного мира» как высказывание националистического, а то и расистского (в трактовке ООН) толка. Ну, что-то вроде «говорить по-русски, значит признать оккупацию».
Тем не менее, тогда еще президент не прятал, аки пингвин, тело в утесах. А стоял на этих самых утесах непоколебимо, как Калевипоег. Все обвинения решительно отметая, он всегда утверждал, что Эстонская Республика и эстонский народ не имеют никакого отношения к национализму, нацизму, расизму и прочим мерзостям, которые народу и государству приписывают враги. И, естественно, кремлевская пропаганда, как средоточие зла на земле. Приводить какие-либо аргументы в пользу своей точки зрения Ильвес считал излишним, поэтому очень многие недостаточно интегрированные жители страны недоумевали, а что же тогда вообще Ильвес считает нацизмом, расизмом и национализмом?
Для того, чтобы это выяснить потребовался один представитель фирмы Gemalto, производителя эстонских ID-карт. Который сказал следующее, цитирую дословно по rus.err.ee: «…В северной части Европы после Яановой ночи начинается период отпусков, который длится до конца августа. Осенью все ждали выборы в органы местного самоуправления, которые включали в себя электронные выборы. Обнародование этой опасности в июне нарушило бы летние отпуска… Я полностью понимаю, почему власти поддались искушению не сообщать об этом…»
Вместо того, чтобы опровергнуть эту «клевету», которая ставит под сомнение трудолюбие эстонских чиновников, бывший президент написал следующее: «…Такие снисходительные разговоры, что жители Северных стран из-за «длинного лета» отдыхают два с половиной месяца, из-за чего никто якобы не обратил внимания на твое предупреждение, довольно расистские. Здесь, в Силиконовой долине, кто-то мог бы назвать их и фашистскими. Я бы точно назвал…»
Ну вы поняли, да? Поражение в правах значительной части населения на основании сомнительных исторических концепций — не фашизм. Дискриминация по языковому признаку — не фашизм. Да что уж там, даже слеты ветеранов SS под знаменами SS — тоже не фашизм. А вот сказать «я вообще-то отправлял вам данные, но у вас уже начался сезон отпусков» — всё, фашизм поднимает голову.
Так как я привык к эстонскому государственному двуличию и лицемерию, задам только один вопрос: вот этот самый представитель фирмы Gemalto, «фашист» с «фашистской фамилией» Лехманн, он действительно проинформировал Департамент полиции и погранохраны уже 15 июня? Или не проинформировал? Так как если проинформировал, то будь он даже коммунистом, факта это никак не отменит.