Глава ведущей фракции Европарламента – Европейской народной партии (ЕНП) – Манфред Вебер призвал остановить реализацию проекта газопровода "Северный поток–2" в случае дальнейшего обострения ситуации на востоке Украины. Об этом он заявил в интервью Redaktionsnetzwerk Deutschland (RND).
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что подобное заявление показывает попытку критиков проекта увязать политические вопросы с этим исключительным экономическим проектом.
"Мы видим, что Европа тоже раскалывается на две части: те, кто отстаивает собственные интересы, и те, кто, поддерживая и поддаваясь лоббизму США, выступает против "Северного потока–2". И вот вторые – критики этого проекта – ищут повод и пытаются за него зацепиться – лишь бы ввести официальные санкции со стороны Евросоюза, запрещающие строительство проекта", – отметил он в беседе с Baltnews.
Эксперт добавил, что другого выхода у противников проекта нет, так как санкции США в отношении газопровода не сработали: "Они их ввели, а "Северный поток–2" все равно строится, только уже российскими судами. Американцы даже в "черный список" трубоукладочную баржу "Фортуна" внесли, а она все равно продолжает строить".
"Получается, что остановить именно стадию строительства могут только прямые санкции ЕС, но для этого нужно, чтобы абсолютно все члены ЕС проголосовали за эти санкции. Евросоюз же понимает, что это существенно ухудшит отношения с Россией, и для них эти санкции тоже очень невыгодны", – подчеркнул Юшков.
Поэтому, как отметил эксперт, для противников проекта и возникла эта проблема – им нужен очень жесткий, существенный повод, чтобы заставить участников ЕС ввести эти санкции.
"И этот повод активно ищется. То заявляли, что Россия якобы отравила [оппозиционного блогера Алексея] Навального, и нужно санкции ввести. Теперь Россию обвиняют в эскалации конфликта на Украине, всячески провоцируя его там. Есть провокации с военными судами, подводными лодками, самолетами Польши и других стран, которые подходят к судам-трубоукладчикам газопровода, вынуждая РФ вывести свои суда, чтобы защищать трубоукладчики. Это тоже провокация, чтобы доказать, что "Северный поток–2" якобы не экономический, а политический проект", – добавил он.
По словам эксперта, попытка противников проекта увязать политику и экономику обречена на провал.
"Мы видим, конечно, обострение этих отношений и попытку увязать политические вопросы с этим экономическим проектом. Но в реальности это сейчас незаконно, то есть нельзя сказать, что мы разрешим России загружать "Северный поток–2" в зависимости от ее политического поведения. Европейским антимонопольным законодательством это запрещено", – считает Юшков.
Он подчеркнул, что по мере приближения к завершению строительства "Северного потока–2" давление будет лишь усиливаться: "В этом плане России остается только игнорировать подобного рода провокации и строить газопровод. Там осталось совсем немного положить труб – где-то уже к июню трубоукладочные работы будут завершены".
"Северный поток–2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России через Балтийское море до Германии.
Против проекта активно выступают США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ (СПГ), а также Украина, которая опасается потерять доходы от транзита, и ряд европейских стран. Они называют проект "политическим". В Москве неоднократно указывали, что он носит сугубо экономический характер, с этим согласны в Берлине и Вене.
Во вторник, 20 апреля, канцлер ФРГ Ангела Меркель на онлайн-заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) заявила, что Германия выступает за строительство "Северного потока–2" и хочет развивать торговые отношения с Россией.
По ее словам, споры вокруг реализации проекта – часть более масштабных разногласий европейских стран с Москвой. Она добавила, что в числе прочего – это элемент политической борьбы. Тем самым Меркель подчеркнула приверженность Берлина проекту.