Газета Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на осведомленные источники сообщила, что администрация президента США Джо Байдена рассматривает вопрос введения санкций в связи с проектом "Северный поток–2" и начала переговоры с Берлином по этому поводу.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с Baltnews объяснил, что может предложить Германия США, чтобы убедить последних не вводить новые санкции.
"Как вариант, Германия может предложить США построить терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ), который мог приходить в том числе из Америки. Этот вопрос обсуждается уже несколько лет. Правда, не так давно одна немецкая компания отказалась от этого проекта, сказав, что не видит в терминале по приему СПГ экономического смысла", – отметил он.
Это связано с тем, что сжиженный природный газ будет обходиться Германии значительно дороже в сравнении с той ценой, за которую Берлин может получать трубопроводный.
"Теоретически Германия может построить Америке терминал по приему СПГ как некие отступные. Но непонятно, будет ли это со стороны американцев засчитано за достаточный аргумент", – подчеркнул Митрахович.
По словам эксперта, Германия может пойти США на уступки и создать какой-нибудь ограничивающий механизм.
"Американцы хотят, чтобы немцы взяли на себя какие-то обязательства по ограничению использования "Северного потока–2" в случае, к примеру, сокращения транзита газа через Украину. Но этот транзит неизбежно будет сокращаться. То есть Германия должна взять на себя какие-то личные обязательства? Я не понимаю, какие это могут быть обязательства, будут ли они прописаны в документах. А что будет, если Германия их не выполнит? Америка, что ли, введет санкции против немецкого правительства?" – заявил он, добавив, что возможности Штатов в этом вопросе не безграничны.
"Вот так давить на Германию без остановки, без тормозов Америка тоже долго не сможет. Какой-то торг будет продолжаться. Посмотрим. Мне кажется, этот торг будет продолжаться не только тот период, пока строится "Северный поток–2", но и после", – пояснил Митрахович.
Одно дело, по его словам, когда Германия сама захотела и что-то не купила, а другое – когда она должна создавать некий "ранее невиданный юридический механизм, который их по формальным правилам будет обязывать что-то там сокращать".
"А что делать компаниям, которые вложились в этот газопровод? А что делать с инвестициями в газопровод EUGAL? А что делать с газопроводами на территории Чехии, которые были дополнительно построены по приему этого газа? А что делать компаниям, которые забронировали газ по "Северному потоку–2"? Так что мне непонятно, какой механизм они в итоге там создадут и создадут ли в принципе. По крайней мере, раньше в истории газопроводного транспорта таких вещей не было", – заключил Митрахович.
Напомним, российская компания "Газпром" совместно с европейскими партнерами реализует проект строительства "Северного потока–2". Он предполагает прокладку двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии.
Соединенные Штаты продвигают в Европу свой сжиженный природный газ (СПГ) и пытаются не допустить завершения строительства российского газопровода. Так, в декабре 2019 года Вашингтон ввел санкции против компаний, участвующих в проекте, в результате чего швейцарская компания Allseas прекратила работы.
"Газпром" решил завершить газопровод "Северный поток–2" собственными силами. Строительство продолжилось лишь спустя год – в декабре 2020-го российская баржа-трубоукладчик "Фортуна" уложила 2,6 км газопровода в водах Германии. В понедельник, 8 февраля, "Фортуна" начала работы по укладке труб в территориальных водах Дании.
Большая часть стран Евросоюза и в особенности Германия выступают за реализацию проекта. Так, в конце января канцлер Германии Ангела Меркель выступила против новых санкций США в отношении газопровода "Северный поток–2" и заявила о необходимости завершить строительство, несмотря на ограничения.
Во вторник, 16 февраля, в австрийской компании OMV, финансовом партнере проекта, выразили надежду на быстрое завершение строительства.