Международное энергетическое агентство сообщило, что страны ОПЕК+ в ноябре ухудшили уровень выполнения соглашения о сокращении добычи нефти до 101% со 103% в октябре, а Россия улучшила показатель до 96% с 95%.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии Baltnews рассказал, сильно ли отражаются на рынке нефти подобные колебания в уровне выполнения соглашений ОПЕК+.
"Что мы выполняем на 103%, что на 101% – никак это не влияет. Гораздо большее влияние на мировой рынок нефти оказывают другие факторы, другие производители. Например, Ливия. На нее квоты вообще не распространяются, потому что, когда сделка заключалась, предполагалось, что Ливия, Иран и так ограничены", – отметил он.
Эксперт добавил, что Иран находился и пока еще находится под санкциями – соответственно, объемы добычи не увеличивает, а в Ливии была гражданская война.
"Предполагалось, что Ливия еще долго погрязнет в этом конфликте и добывать много не сможет, поэтому в итоге на них квоты вообще не распространили. А сейчас Ливия взяла и уже как месяца три, наверное, существенно наращивает добычу, и уже вышла чуть ли не к довоенным объемам производства нефти. И это создает огромные проблемы", – подчеркнул Юшков.
По словам эксперта, это создает перепроизводство на мировом рынке нефти, которое, в свою очередь, грозит падением цен на черное золото.
"Мы вообще-то заключили соглашение ОПЕК+ для того, чтобы эту цену наоборот поддерживать. Поэтому сейчас очень многие внутри соглашения выступают за то, чтобы Ливию тоже обязать квотами и ограничивать ее добычу. Логика понятна: почему мы должны ограничивать, сокращаться, а они постоянно наращивают. Они вообще члены классического ОПЕК, они должны это делать", – считает Юшков.
Он добавил, что основные проблемы в этой плоскости заключаются еще и в том, что пока спрос на нефть все-таки не восстанавливается в полном объеме. Однако ценам на нефть помогает держаться на плаву новости:
"Сейчас мы видим очень интересную ситуацию, когда все факторы говорят, что цены должны снижаться, так как многие страны вводят карантин, потребление падает, а ОПЕК+ принял решение хоть не намного, но все равно увеличить с 1 января добычу на 5 млн баррелей".
"Вроде цена должна падать, а она все растет. Растет исключительно на новостных сообщениях о том, что соглашение ОПЕК+ продлено, что всякие вакцины от коронавируса разрабатывают, патентуют и начинается вакцинация и так далее. То есть цена растет на ожиданиях, а реальная картина на рынке складывается так, что цена наоборот должна падать. Поэтому сейчас ситуация довольно интересная и уникальная", – заключил Юшков.