Советник главы правления компании "Нафтогаз Украины" Елена Зеркаль заметила, что вопрос переноса точек передачи газа на украинско-российскую границу не оставлен в прошлом. Компания не исключает возможность изучения вопроса в суде.
Еще в прошлом году бывший исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко говорил, что компания работает над проблемой переноса точек и привлечения к их работе европейских компаний.
Зачем Украина вновь вспомнила о "неоконченной миссии", в комментарии Baltnews рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
"Конечно, история эта довольно бредовая. И даже не очень понятно, в какой суд им обращаться, потому что чтобы перенести точку сдачи-приемки российского газа европейцами на российско-украинскую границу, нужно поменять все контракты, которые есть у "Газпрома" с европейскими потребителями. Тут совершенно непонятно, кто и на основе чего будет влезать внутрь контракта. В суд подают, когда ваши права нарушены", – заметил Юшков.
Россия, к слову, могла выступить и за такую инициативу, потому что тогда все вопросы, связанные с транзитом газа через Украину, ложились бы на европейцев. Но Европа, когда ей предлагали подобный вариант, сама отказалась, напомнил Юшков.
"Мол, у вас есть Украина, вот вы с ней и мучайтесь. А нам газ доставьте". Точка сдачи-приемки российского газа для Европы находится в австрийском газовом хабе "Баумгартен" еще с советских времен, так как Австрия сохраняла нейтралитет и являлась первой страной за пределами социалистического блока. И до сих пор эта традиция сохранилась", – отметил эксперт.
Кроме того, российская сторона могла выступать за подобный пересмотр еще и потому, что за прокачку через Украину назначен самый высокий тариф из всех, по которым "Газпром" экспортирует топливо. К тому же, российскую компанию заставили подписать невыгодный пятилетний контракт.
"И вообще, украинская труба – старая. Когда она взорвется, сломается – непонятно. И это тоже риски. При переводе – это тоже легло бы на плечи европейцев. Ну, и плюс – не всегда адекватные действия украинской стороны. У них же есть опыт подрыва инфраструктуры: ЛЭП в Крым перестала подавать электричество не из-за каких-то санкций. Пришли люди с гранатами, взорвали ЛЭП. Где гарантии, что завтра не придут люди и не взорвут трубу?" – объяснил Юшков.
Он подчеркнул, что рисков с прокачкой газа через Украину очень много. И европейцы, понимая это, не подпишут обновленные контракты: "В чем логика украинцев? Во-первых, встанет вопрос, какие объемы подписывать эту точку сдачи-приемки. Естественно, Украина будет настаивать на том, чтобы перепродавать там чуть ли не весь газ, намекая на то, что украинская ГТС будет всегда востребована как инфраструктура страны-транзитера. Потому что сейчас все идет к тому, что через четыре года транзита через нее будет".
"Почему заявления возобновились? Я не думаю, что это посыл России. Они, скорее, пытаются оправдаться, почему у них газ для потребителей дорожает и дорожает. Соответственно, этот посыл адресован скорее внутреннему пользователю. Летом "Нафтогаз" мог существенно снизить цены внутри страны, но не сделал этого. И конечно, когда потребитель постоянно спрашивает: "А почему у нас цены постоянно растут, когда по всей Европе снижаются?", то украинским властям нужно как-то оправдываться. Они традиционно все валят на Россию, мол, газ будет дешевым, если точка приема была бы в ином месте, прекрасно понимая, что никакого переподписания контракта не будет", – резюмировал Юшков.