"Не мытьем, так санкциями": чего США ждут от ограничительных мер против Nord Stream 2

Почему экономическая составляющая в борьбе США с "Северным потоком–2", безусловно, важна? Объяснят сами Штаты, заставляя Европу насильно переходить на американский СПГ.

Часто высказывается мнение, что противостояние США "Северному потоку–2" происходит в основном по политическим мотивам. Америка хочет не только распространить свой сжиженный природный газ (СПГ) на европейских рынках, но и показать, что она может "расправиться" с Россией и вынудить согласиться с его позицией Европу.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков рассказал, насколько важна экономическая составляющая вопроса в процессе введения американских санкций против "Северного потока–2".

"Я думаю, что экономический аспект сбрасывать со счетов не нужно. Да, для США есть и политическая, и экономическая составляющие, и "Северный поток–2" стал определенным "брендом", он у всех на слуху, и именно поэтому против него американцы и выступают. А у них еще идет и избирательная кампания, поэтому для них важно продемонстрировать самостоятельность кандидатов на пост президента. Но, безусловно, экономическая составляющая в этом вопросе – огромная", – заметил Юшков.

Эксперт подчеркнул, что если убрать сиюминутные вопросы американской политики, то можно увидеть, что последние годы есть изменения – чем больше США добывают сланцевого газа или нефти, тем более активно они ведут наступление на других производителей.

"Они против России вводят санкции в нефтяной и газовой сфере, чтобы убрать наши углеводороды с рынка. Они убирают Венесуэлу, Иран. Последний, например, все же свои обязательства выполнял в рамках шестистороннего соглашения по ядерной программе, а американцы взяли и просто вышли из него. Даже европейцы критиковали Вашингтон за необоснованность решения. Но иранцы являются конкурентами США, поэтому им ничего не стоит ввести Иран обратно под санкции. Поэтому я думаю, что стратегически тут все равно идет продвижение американским руководством своих товаров на внешние рынки", – сказал Юшков.

Он обратил внимание, что подобная политика – в духе обещаний Трампа "сделать Америку вновь великой", "дать рабочие места". Но дать их можно и за счет экспортных предприятий.

"Мне кажется, говорить, что экономическая составляющая в истории с "Северным потоком–2" несущественна, неверно. Это важный вопрос для американцев. Иначе бы они на европейцев не давили. Они бы просто сказали: "Давайте закроем "Северный поток–2", потому что Россия нехорошая". Но они же параллельно давят на европейцев, говоря: "Покупайте наш СПГ". А могли бы как раньше – продвигать среднеазиатский газ, проекты Туркменистана, Азербайджана. Сейчас этого просто нет. Вашингтон только заставляет строить Европу все больше СПГ-терминалов и заключать контракты на покупку их сжиженного газа", – заключил Юшков.