Термоядерное партнерство: "стратегические противники" вместе способны сотворить чудо

© AP Photo / Daniel Cole

Экспериментальный термоядерный реактор ИТЭР, монтаж которого начался 28 июля во Франции, важен для Евросоюза, России и других участников проекта прежде всего тем, что доказывает – собрать самую сложную головоломку в истории человечества можно лишь совместными усилиями.

Большинство глав государств и правительств стран-участниц проекта ИТЭР (ITER), включая президентов Франции и России, сочли важным высказаться по поводу начала монтажа самого крупного на планете токамака (камеры с магнитными катушками для протекания управляемого термоядерного синтеза – прим. Baltnews), который начался 28 июля во Франции. Маленькая Эстония в лице своего представителя в Еврокомиссии, комиссара ЕС по энергетике Кадри Симсон (одетой в цвета национального триколора) также приобщилась к событию во французском Кадараше.

"Почти каждый компонент ИТЭР стал воплощением самых передовых достижений научно-технического прогресса. С нетерпением ожидаю возможности увидеть, как все эти необычные компоненты объединятся в нечто большее, чем просто сумма его (реактора) деталей", – сказала комиссар Симсон, отметив, что "уже достигнутые результаты были бы невозможны без совместного труда всех участников проекта над общей задачей".

Европа решила не экономить

Официально заявленная цель международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР, сборка которого из более чем миллиона компонентов начата во Франции, заключается в демонстрации возможности будущего рентабельного использования термоядерной энергии. Фактически безграничный источник энергии за счет маленькой искусственной звезды, тороид из свехгорячей плазмы из нескольких капель морской воды в тисках электромагнитных полей – это впечатляет.

Много говорится сейчас еще и о том, насколько "зелена" термоядерная энергия и как она хороша с точки зрения минимального ущерба природе. Правда, начинался проект так давно, еще в 80-е годы прошлого века, что в те "темные" времена никто на государственном уровне не уделял особого внимания борьбе с изменением климата. Так что дружественность пока не существующей термоядерной энергетики по отношению к окружающей среде для Евросоюза лишь сейчас стала доводом номер один в пользу продолжения финансирования проекта.

© AFP / CLEMENT MAHOUDEAU
Главное здание, в котором расположен участок сборки термоядерной установки "Токамак" Международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР), июль 2020 года

Вопреки призывам ряда политиков покончить с участием в затянувшемся "химерическом" проекте, Евросоюз не стал сокращать инвестиции в проект в следующем финансовом периоде альянса. Хотя существенно урезал свои вложения, например, в космическую программу ESA. С точки зрения полезной отдачи, освоение космоса выглядит более перспективно, чем запуск экспериментального термоядерного реактора, но Брюссель, похоже, считает ИТЭР более значимым с какой-то иной точки зрения. И не только он.

Альянс ЕС взял на себя почти половину затрат на реализацию проекта ИТЭР, Россия, Китай, Индия, США, Южная Корея и Япония – по девять процентов расходов. Взносы выражаются как в деньгах, так и в изготовлении отдельных компонентов и блоков установки. Интеллектуальные же вклады участников в разрешение невероятно сложных технических, производственных и логистических задач, с которыми столкнулись стороны проекта, денежному измерению не поддаются. Недаром проект ИТЭР называют самым крупным пазлом в истории.

Многие считают все это чудом

По ходу дела стали очевидны невероятная сложность и дороговизна термоядерного реактора. Его проектировали, разрабатывали и строили так долго, что о проекте ИТЭР стали подзабывать. А впереди еще тоже долгие монтаж, отладка, проверки и испытания, которые лишь в 2025 году должны выйти на этап получения первой плазмы и лишь в 2035 году – на этап генерирования электроэнергии. Широкая общественность вновь успеет подзабыть об ИТЭР за повседневными и экстраординарными проблемами.

А не следовало бы. Даже если все вложения сил и средств в искусственное солнце вообще не дадут в конечном счете значимой коммерческой отдачи, работа над воплощением проекта ИТЭР крайне важна сама по себе.

© AFP / CLEMENT MAHOUDEAU
Генеральный директор Международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР (ITER) Бернард Биго

Вряд ли кто-либо и когда-либо в обозримом будущем сможет и захочет построить второй реактор, подобный тому, что тысячи специалистов из разных стран собирают сейчас во Франции из многотонных частей, подогнанных друг к другу с точностью до долей миллиметра. Титанические интеллектуальные и организационные усилия, огромные средства и время, затраченные на токамак, доказывают, что такой проект может быть реализован лишь совместными усилиями многих стран. "Чудом" назвал воплощение проекта ИТЭР его глава, академик Бернар Биго.

Реактор – как обещание мира

Хозяин встречи, президент Франции Эммануэль Макрон, в своем приветствии сказал, в частности, что академик Бернар Биго явил собой пример того, как народы мира в ответственные моменты истории избирают путь преодоления разногласий.

"Это обещание мира. Страны-участницы объединили усилия своих лучших ученых и свой опыт ради общего блага, доказывая, что единство целей сильнее того, что отталкивает их друг от друга", – сказал Макрон.

"ИТЭР, ставший крупнейшим международным научно-техническим проектом, представляет собой яркий пример эффективного и взаимовыгодного многостороннего сотрудничества", – в свою очередь отметил президент России Владимир Путин.

Термоядерный реактор стал доказательством способности разных и часто не самым дружественным образом настроенных по отношению друг к другу стран эффективно сотрудничать и добиваться результата. И это особенно важно сейчас, если вспомнить, что в "иной реальности" стороны-участники проекта ИТЭР вводят друг против друга санкции и ведут торговые войны, что борьба с пандемией коронавируса особым уровнем международного взаимопонимания и сотрудничества, к сожалению, не отличается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.