Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас отметил, что Германия не планирует менять своей позиции по "Северному потоку–2". Однако в Берлине надеются, что им удастся добиться компромисса с США в вопросе санкций против российского газопровода.
В комментарии Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков рассказал о том, как может выглядеть этот компромисс, и почему у самой Европы не остается претензий к "Северному потоку–2".
"Я думаю, здесь для Германии самое главное, чтобы новые санкции, которые сейчас обсуждаются в США, де-факто повторяли старые санкции. Там все ограничения касались только строительства, которым немецкие и европейские компании не занимаются. Прошлогодние ограничения и так привели к тому, что возведением газопровода занимаются "Газпром" и другие российские структуры. Они автоматически попадают под американские санкции. Под европейские, кстати, нет – потому что Европа никаких ограничений не вводила. И Берлин хочет если ограничения не отменить, то хотя бы добиться, чтобы Белый дом их не расширял", – отметил Юшков.
В законопроекте, который сейчас обсуждается в Соединенных Штатах, идет речь о запрете лицензирования и обслуживания газопровода. Эксперт подчеркивает, что выходит странная ситуация: санкций со стороны Берлина нет, "Газпром" достраивает "Северный поток–2". Все документы компания собрала и предоставила их европейским регуляторам. Те, в свою очередь, должны оценить их, и, если они соответствуют требованиям, которые прописаны в законах Германии и ЕС, регуляторы обязаны дать разрешение на ввод трубы в эксплуатацию. При этом американцами это будет рассматриваться как нарушение санкций.
"ФРГ здесь попадает в такую правовую коллизию. Либо им надо свои законы менять и де-факто тоже вводить санкции против "Северного потока–2", либо они попадут под ограничения. Поэтому немцы пытаются найти компромисс: да, пусть вводятся санкции, этого, наверное, не избежать – особенно в период предвыборной кампании в США. Но сделать это так, чтобы ограничения не вредили европейцам. То есть конкретизировать санкции, которые вводились в прошлом году. Там было написано, что запрещено строительство и финансирование. Вот пусть американцы это и пропишут", – добавил эксперт.
Не исключено, что Берлин предложит США некие "бонусы", отметил Юшков. Например, гарантированные объемы закупок американского СПГ, чего Вашингтон и добивается.
"Но нужно признать, что США будет сложно пойти на этот компромисс. Даже текущие санкции принимаются в каком-то предвыборном угаре, и каждый пытается показать, что он – самый главный борец с "российской угрозой". И в этом предвыборном угаре они не замечают, что бьют по интересам своих же союзников в Европе. И что должно произойти, чтобы они это заметили, сказать сложно. Вероятно, ничего. Они настолько уверены, что нужно локтями расчищать себе рынок СПГ, что, мне кажется, конфликт между старой Европой, прежде всего Германией, Италией, Австрией, и США все равно будет нарастать", – заключил Юшков.
Хайко Масс напомнил, что "Северный поток–2" диверсифицирует источники поставок энергоносителей, а это важно для Германии.
"В отношении этого проекта мы не будем сейчас менять наше решение. Мы считаем, что это вопрос диверсификации наших источников поставок энергоносителей", – отметил глава МИД ФРГ.