15 мая Федеральное сетевое агентство Германии отклонило заявку компании Nord Stream-2 AG с просьбой вывести "Северный поток–2" из-под положений газовой директивы ЕС. В качестве обоснования немецкая сторона привела довод, что трубопровод, идущий из России, то есть третьей стороны для европейского законодательства, на территорию Европейского союза "не был полностью достроен до 23 мая 2019 года".
По факту это означало одно: на "Северный поток–2" будет распространяться положение, согласно которому на территории Германии поставщик газа и оператор газопровода не должен совпадать, регулирующий орган будет контролировать взимание платы за пользование трубой. Теперь для "Северного потока–2", проходящего по дну Балтийского моря, из неведомого морского далека должен взяться сторонний конкурент. Ведь именно этих целей, согласно Третьему энергопакету, добивается недискриминационный доступ к газопроводу третьих лиц. Хоть кто-то, кроме "Газпрома".
Вопрос, откуда на дне, в 12 км от Германии найдется этот кто-то, законодателей мало волновал. Нужна была формальная конкуренция.
А пока компания Nord Stream-2 AG решила продолжить борьбу, заявив, что мириться с "недискриминационной" дискриминацией не собирается, волю своей фантазии позволили СМИ, описав невероятные сценарии развития этой газовой истории. Настолько невероятные, что неожиданно на арене возник новый энергетический игрок – трубопровод Baltic Pipe, которого в некоторых медиа выставили достойным соперником "Северному потоку–2". Или все же не соперником, а рычагом давления в нужных руках?
Как Польша скандинавов подговаривала
Про газопровод Baltic Pipe велось столько разговоров, что она действительно начала приобретать масштабы вселенской важности. Больше всего сакрального смысла придала газопроводу, естественно, Варшава. 4 мая президент Польши Анджей Дуда заявил, что компания Gaz-System (оператор польской сети газопроводов – прим. Baltnews) подписала контракт на реализацию этого проекта с фирмой Saipem Limited.
Президент отметил, что этот проект имеет чуть ли не колоссальное значение для экономики Европы и энергетического суверенитета Евросоюза. И даже, заговорчески добавил он, поставляемый через эту магистраль газ Польша сможет позднее пересылать на Украину.
В первостепенность магистрали, которая будет транспортировать природный газ из Норвегии в Польшу через Данию, уверовали и в остальной Европе. В немецком издании Heise автор Булган Молор-Эрдене заметил, что страны, задействованные в строительстве Baltic Pipe, исходя из своих экономических интересов, могут начать вставлять новые палки в колеса "Северному потоку–2".
В частности, речь шла про Данию, которая дольше всех тянула с разрешением на строительство "Северного потока–2" в своей исключительной экономической зоне. Тогда Копенгаген упирал на длительные проверки экологичности проекта. И даже с Baltic Pipe проблем возникло меньше – что странно.
Ведь Baltic Pipe пройдет прямиком через маршруты "Северных потоков", а в период строительства газопровода первому российскому проекту могут быть нанесены повреждения. Привет, экология? Теперь точно никакой конкуренции. Ведь когда газ из прорванной трубы окажется в море, уже будет не разобрать, чей он.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал Baltnews, что, если Копенгаген действительно, как о том заявляет немецкий автор, затеет вторую атаку – аргументировать ее будет уже нечем. А вот с Baltic Pipe вопрос решать придется.
"Сейчас такое время, что, казалось бы, такие вещи, которые маловероятны, тем не менее реализуются. Всякое может быть. Но, честно говоря, я не вижу, какие аргументы у Дании могут быть, чтобы затормозить строительство "Северного потока–2", они ведь уже дали разрешение на строительство этого трубопровода в своей исключительной экономической зоне.
По поводу Baltic Pipe, да, эта труба пересекает маршрут "Северных потоков". Поэтому я думаю, что самое разумное – это заключить "джентльменское соглашение", они не мешают строить нам, мы не мешаем строить им. Если начнутся какие-то дополнительные сложности со строительством "Северного потока–2", то тогда проблемы возникнут и у Baltic Pipe тоже", – заметил Митрахович.
На этом заостряет внимание и Молор-Эрдене: основывая свои претензии именно на физической угрозе собственным проектам, Россия может заблокировать строительство Baltic Pipe. Однако автор немецкого издания упускает тот факт, что предварительное соглашение между операторами "Северного потока" и "Серверного потока–2" и операторами Baltic Pipe уже было достигнуто. А потому развязывать ненужную войну Москва не будет. Если, конечно, ей не объявят ее первой.
"Я думаю, что Россия может принять определенные меры, если ей будут мешать с реализацией собственных проектов. Тем более, что это же газопроводы, а не какое-то оружие. Пусть строят свой Baltic Pipe. Просто нужно понимать, что у России нет цели мешать другим газопроводам, у России есть цель, чтобы ей не мешали. И даже в таком случае Москва не будет напрямую мешать, но будет долго выяснять вопросы экологичности, безопасности пересечения этих труб. И будем выяснять это еще, например, два года. Может быть такое? Может", – добавил эксперт.
Шаткий триумвират
Итак, Baltic Pipe не конкурент "Северному потоку–2", если Европа не захочет сделать из них конкурентов искусственно.
А что с Украиной, которая по заверениям польского президента и автора немецкого издания, получит от трубопровода выгоду? За формулу польского избавления от российского газа, который Украина, так или иначе, получает реверсным путем, Киеву придется еще и доплатить. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и Варшава эту истину зазубрила лучше остальных.
"Что касается того, что происходит с норвежским газом, когда он доходит до Польши, то в принципе между Украиной и Польшей есть небольшой интерконнектор, его максимальная мощность около 2 млрд кубометров газа в год. Этого мало для больших продаж. Если они хотят увеличивать, тогда строится новый интерконнектор, расширяются мощности, и за это платятся деньги. Украина – государство, прямо скажем, не богатое. Поэтому где она будет брать деньги, чтобы расширять мощности, – вопрос сложный. Но в принципе, если сильно захотеть, они, конечно, могут это сделать и начать получать газ. Но этот газ не будет для Украины дешевле, чем тот, что она сейчас получает по реверсным схемам", – сказал Митрахович.
Получается, что единственным победителем из истории с Baltic Pipe вновь выйдет хитрая Польша, которая, не прекращая свои высказывания против российского газа, попытается получить выгоду от всех. Да и почему бы для своих целей не использовать более слабого партнера по вечному триумвирату с США? И верность "старшему брату" сохраняет, и денежку в карман кладет.
"Просто Польша претендует на роль газового хаба, чтобы из нее все получали газ. И она-то, конечно, не против получать газ, скажем, и из Норвегии, России, Америки, а потом часть продавать на Украину. Потому что поставки сжиженного газа в Польшу очень дорогие. Теоретически Варшава могла провернуть такую схему: получать газ из России и из Baltic Pipe, а дорогой американский газ, после разгазификации, продавать на Украину. Такое возможно, но тогда Украина должна достроить интерконнектер и переплачивать за американский газ. Украина – страна, конечно, странная, но чтобы до такой степени безумия…" – добавил эксперт.
Единственное, что может продемонстрировать в такой недешевой схеме Украина, – это свою лояльность США. Однако за нее заплатят простые украинцы.
"Украина получает газ по реверсу, официально покупая его не у России, а у компании из Европы. Чем это хуже – получать топливо у какого-нибудь трейдера из Германии или Швейцарии, чем у польской компании? Я лично в этом не вижу большой политической выгоды Украины, разве что сказать: "Видите, мы купили газ из Америки, который пришел в Польшу, а мы оттуда получили. Мы такие замечательные, мы работаем с Польшей и США".
Может, потом, когда закончится транзитный договор между Россией и Украиной, им нужно будет иметь поставки физического газа. Через 4,5 года, когда закончится контракт, им, возможно, понадобится больше мощностей, чтобы закачивать больше. Тогда это имеет смысл. Но они и сейчас могут получать газ из Словакии реверсным образом. Поэтому вся эта история с американским газом сугубо пропагандистская.
А Польша пытается сплавить дорогой американский газ, а сама получать более дешевый. Это похоже на "Гербалайф": вот, кто купил "Гербалайф" – тот глупый, но кто сумел его перепродать с наценкой – тот молодец", – заключил Митрахович.
Какие уроки можно вынести из всей истории с Baltic Pipe? Очевидно, что в скором времени газопровод станет очередным рычагом в руках противников "Северного потока–2". Помешает ли он самому российскому проекту? Вряд ли. Но, возможно, чем дальше будет продвигаться строительство Baltic Pipe, тем более оно будет вскрывать лицемерие стран, в нем заинтересованных.
Как и любой экономический проект, Baltic Pipe может и должен существовать. Другой вопрос в том, что трубопровод медленно становится орудием геополитики. Здесь, видно, дружба дружбой, а газ все же врозь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.