Инвесторы, успокойтесь: чего боятся партнеры "Северного потока–2"

Австрийский партнер "Газпрома" по проекту "Северный поток–2" осторожничает в своих заявлениях о возобновлении прокладки газопровода.

Глава австрийской нефтегазовой компании OMV – партнера "Газпрома" по проекту "Северный поток–2" – Райнер Зеле осторожно высказался о будущем проекта. Он заявил, что не ожидает скорого возобновления прокладки газопровода.

"Оператор проекта компания Nord Stream 2 работает над планом, но пока они не готовы его представить. Мы не думаем, что можно ожидать скорого возобновления работ по строительству", – сказал Зеле.

Комментируя изданию "Экономика сегодня" это заявление, президент Фонда исторических исследований "Основание", эксперт по энергетике Алексей Анпилогов отметил, что оно связано с обязательствами Зеле перед акционерами.

"В данном случае мотивы Зеле вполне понятны – он взял обязательства перед акционерами по проекту с Россией и теперь дает намек на его будущее", – пояснил эксперт.

По словам Анпилогова, нет оснований сомневаться, что газопровод все-таки будет достроен, однако сдвиг сроков и неопределенность заставляет инвесторов делать такие "туманные" заявления.

"Сомнений, что до конца 2020 года подводная часть "Северного потока–2" будет проложена, ни у кого нет. Но неопределенность вынуждает инвесторов делать определенные намеки, в которых мало конкретики, но заключены определенные ожидания. Мы видим, что австрийский инвестор не ожидает скорого запуска газопровода. И мы помним, как запускался "Северный поток–1" – в первый год по магистрали прокачали не плановые 55 млрд кубометров, а от силы 15 млрд. Это связано со сложными пусконаладочными работами", – объяснил Анпилогов.

По его словам, на проектную мощность "Северный поток–2" в лучшем случае сможет выйти лишь к 2022-му году.

"К этому OMV заранее готовит своих акционеров. С другой стороны, европейские инвесторы лишь транслируют определенные ожидания, а не раздувают панику – что тоже позитивный сигнал. При этом ситуация сложилась так, что в принципе завершение строительства "Северного потока–2" привело бы к его недозагрузке из-за истории с Украиной", – подчеркнул эксперт.

Однако, как отметил эксперт, перенос ввода "Северного потока–2" компенсировал России фактор украинского транзита.

"При этом задержка в строительстве катастрофой не станет. Мы знаем, что с Украиной в конце декабря заключен контракт на транспортировку газа, она получит 65 млрд кубометров транзита в этом году. Даже если бы "Северный поток–2" был достроен, его в любом случае из-за украинского фактора загрузить было невозможно, и инвестиции в любом случае не дали отдачи", – объяснил Анпилогов.

По словам эксперта, считать критичным сдвиг сроков не стоит, а европейские партнеры проекта просто осторожничают в своих оценках.

"Нужно помнить также, что в противостоянии перед заключением газового контракта Россия закачала в подземные хранилища Европы рекордные объемы сырья. И оно сейчас продается Европе в приоритетном порядке, что тоже займет немалое время при аномально теплой зиме. Так что считать критичным перенос сроков строительства "Северного потока–2" не приходится, а европейцы лишь традиционно осторожны в своих оценках", – заключил Анпилогов.