В Таллине уже неоднократно пытались сопротивляться воле Европейского союза, который требует от него остановки производства горючих сланцев – важной составляющей для эстонской энергетики. Получается плохо. Одна сторона постоянно говорит об уроне окружающей среде, другая – об экономическом уроне для страны.
В Брюсселе даже согласились выделить 125 млн евро компенсации за то, что Эстония добровольно свернет добычу и использование сланца для своей энергетики. Однако Таллин отчаянно пытается "выбить" хоть какие-то дополнительные бонусы. Есть ли у него шансы на противостояние Евросоюзу?
С альтернативами все плохо
Конечно, не следует считать, что прибалтийская республика жестко ставит ультиматумы Брюсселю, полностью саботирует его приказы или подвергает критике идеи о сохранении окружающей среды. Есть даже попытки заискивания перед ЕС и поиска альтернативы сланцам.
К примеру, председатель совета компании Fermi Energia Сандор Лийве недавно заявил, что выработка электроэнергии из сланца в Эстонии практически обречена.
"Высокая цена на CO2, которая в настоящее время составляет 25 евро за тонну, практически прекратила производство электроэнергии из сланца. Климатическая политика ЕС де-факто отключила его", – цитирует его прибалтийское издание Postimees.
Сандор Лийве, пытаясь хоть как-то успокоить своих сограждан, начал рассуждать о том, что стране следует построить небольшую атомную модульнореакторную станцию.
Очевидно, это делается для того, чтобы показать гражданам прибалтийской республики, что энергетика страны не будет полностью обескровлена, а у использования горючих сланцев есть альтернатива.
Вот только создание малой АЭС в Эстонии – это просто демагогия. Fermi Energia активно разрабатывает проект строительства такого объекта с начала 2019 года, но дальше заявлений дело не заходит. Разговоры о сотрудничестве с компанией Moltex Energy, которая якобы могла бы предоставить технологии постройки нового подвида ядерного реактора деления, так и остались разговорами. То же самое можно сказать и про сотрудничество с американской GE Hitachi (GEH).
Давление Евросоюза и утешительный приз
Тем временем в ЕС постоянно напоминают Эстонии о ее обязательствах прекратить все виды субсидирования, связанные с ископаемыми топливами предприятий и программ к 2025 году.
Предельно простой сигнал поступил и от Европейского инвестиционного банка. Он официально сообщил, что с 2022 года не будет поддерживать какие-либо проекты, связанные с углеводородами.
Как отметил в беседе с Baltnews начальник отдела экспертов по фондовому рынку "БКС Брокер" Василий Карпунин, учитывая то, сколько ранее Эстония и все остальные прибалтийские республики получали льгот и субсидий от Евросоюза, вряд ли эстонское руководство сможет сильно сопротивляться европейскому давлению.
"Нельзя забывать, что сейчас зависимость эстонской экономики от европейского рынка и инвестиций огромная. Конечно, отказ от сланца нельзя назвать тотальной катастрофой, страна не исчезнет с лица Земли после этого. В конце концов, Эстония уже достаточно давно развивает альтернативную энергетику и может договориться с ЕС о компенсациях, чтобы не допустить дефицита на внутреннем рынке энергии.
Общая мощность электростанций в Эстонии составляет порядка 1,7 гВт, из которых больше 300 мВт приходится на возобновляемую энергетику. Возместить менее 1,5 гВт мощности возможно в рамках Евросоюза в целом, тем более, если это будет растянуто хотя бы на несколько лет", – считает эксперт.
Другой вопрос, будет ли компенсация достойной, а поставки электроэнергии из ЕС дешевыми… Разумеется, в Таллине осознают разные "весовые категории" Евросоюза и Эстонии. Все прекрасно осознают, что в итоге прибалтийской республике все равно придется подчиниться. Именно поэтому она решила выторговать хотя бы небольшой бонус.
"Прибалтийская республика бросила вызов предложенной Европейской комиссией методологии расчета трансформации крупнейших загрязнителей в экономике через Фонд справедливого перехода Европейского союза", – пишет издание ERR.
В Министерстве финансов Эстонии заявили, что 125 млн от Брюсселя – это мало. В ведомстве напомнили, что Еврокомиссия, предлагая странам ЕС отказаться от угольной промышленности, дает более серьезные суммы.
Исходя из такой политики, Брюссель, как считают в Таллине, должен выдать прибалтийской республике, раз уж она отказывается от сланца, еще дополнительно 40 млн евро.
Вот и все. Такой вот утешительный приз хочет "выбить" Эстония, прекрасно понимая, что на большее рассчитывать ей не придется. Но даже тут Еврокомиссия не хочет уступать.
"Полученная в Эстонии сумма на душу населения, составляющая 95 евро на человека, является самой высокой – средний показатель по ЕС составляет 17 евро на человека. Даже Болгария получает 65 евро на человека ", – говорится в сообщении ЕК.
Очевидно, что после таких заявлений даже негодование эстонского министра финансов Мартина Хельме, считающего недостаточной сумму в 125 млн евро, мало кого будет интересовать. Евросоюз решение принял, с этим ничего уже не поделаешь.
Простые цифры и мрачная перспектива
Что ж, оставим споры о бонусных миллионах евро, которые Эстония, скорее всего, не получит и перейдем к самому главному – к последствиям отказа от использования горючих сланцев для энергетики страны.
Как рассказал в комментарии для Baltnews промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, прибалтийской республике ни в коем случае нельзя отказываться от своей сланцевой промышленности.
"В противном случае это может иметь далеко идущие последствия для экономики страны. Давайте примем во внимание, что Eesti Energia может не только добывать порядка 15 млн тонн горючих сланцев в год, но имеет большой трудовой штат и фактически генерирует порядка 90% всей электроэнергии в Эстонии", – объясняет эксперт.
По мнению Леонида Хазанова, если власти прибалтийской республики пойдут на поводу у Европейского союза, то тогда Eesti Energia может серьезно сократить персонал и снизить выработку электроэнергии.
Тот факт, что выработка электроэнергии на основе сжигания горючих сланцев связана с выбросами углекислого газа, никто не оспаривает. Да, Eesti Energia располагает неплохим числом ветроустановок и мощностей по генерации электричества из бытовых отходов. Но они не смогут полностью заменить горючие сланцы.
"Вдобавок Eesti Energia получает из горючих сланцев сланцевое масло, по сути, нетрадиционную нефть, востребованную на рынке. А ведь в горючих сланцах Прибалтийского бассейна (охватывающего территории Эстонии, Псковской, Ленинградской и Новгородской областей России) выявлены интересные концентрации редких металлов, в частности, дефицитного рения. В принципе, их извлечение может оказаться рентабельным.
Но, как мне видится, правительство Эстонии не сможет долго противиться воле Европейского союза, от щедрости которого сильно зависит экономика страны. Правда, сумма в 125 млн евро – слишком мизерная, учитывая возможный социальный взрыв в Эстонии после прекращения добычи и сжигания горючих сланцев.
Взамен же Европейский союз не предлагает Эстонии помощь в организации новых предприятий, способных нанять на работу находящихся под угрозой увольнения сотрудников Eesti Energia. В результате ЕС фактически распоряжается судьбой энергетики и вместе с ней всей Эстонии", – делает вывод промышленный эксперт.
"Короткий поводок" для Таллина
Что у нас остается в "сухом остатке"? Эстония вместе с другими прибалтийскими республиками планирует выйти из энергетического кольца БРЭЛЛ, в котором присутствует Россия, чтобы интегрироваться в электросети "Большой Европы".
Таллин часто говорит о постройке малого ядерного реактора, который действительно мог бы оказаться полезным для энергетики страны, но никаких реальных шагов для реализации проекта нет.
Отказ от использования горючих сланцев и утешительный приз в виде 125 млн – обмен явно не равноценный, но "выбить" из Еврокомиссии еще какие-нибудь бонусы не получается.
Входит, ядерной энергии нет. Закупать электричество у России вскоре вообще не получится. Компенсация от Евросоюза слишком мала. А что Эстония получает взамен? Электроэнергию из Европы, которая непонятно во сколько ей обойдется?
По сути, Брюссель по принципу отношений "метрополия-колония" указывает правительству прибалтийской республики, как проводить внутреннюю политику. Сегодня в Еврокомиссии, а не в Таллине решают, что будет с энергетикой прибалтийской страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.