Операторы двух энергетических проектов – компании Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG – подали заявки в Федеральное сетевое агентство Германии с просьбой вывести их из-под действия обновленной газовой директивы ЕС.
По сообщениям СМИ, они апеллировали к тому, что вывод газопроводов "Северный поток" и "Северный поток–2" из-под закона поможет защитить инвесторов в Германии. Кроме того, консорциумы указывали на положительное влияние, которое сможет оказать их деятельность на энергетическую безопасность Евросоюза.
В то же самое время большинство экспертов уверено: претензии ЕС к газопроводам – не более чем очередное предъявление абсурдных санкций к российским перспективным проектам. Санкций, основанных на законах, которые бы европейским политикам стоило самим перечитать.
Эстонские газовые байки
На прошлой неделе еврокомиссар по энергетике от Эстонии Кадри Симсон заявила, что "Северный поток–2" не получит "поблажек" от Евросоюза и будет "играть" по введенным правилам ЕС.
"В прошлом году обновили газовую директиву, которая устанавливает одинаковые правила для всех газовых подключений из третьих стран. Мы говорим не только о Nord Stream ("Северный поток"), но и о всех других газопроводах, независимо от того, где они начинаются.
Если они заходят в Евросоюз, они должны отвечать определенным требованиям. Мы проверяем соблюдение этих правил в сотрудничестве с местными агентствами, в случае Германии – с Федеральным сетевым агентством", – подчеркнула Симсон.
Не забыла еврокомиссар и сослаться в очередной раз на нужность и важность Третьего энергопакета, открывающего, по ее словам, конкуренцию для сторонних поставщиков.
Вот только есть одно "но". Конкуренцию "Газпрому" на пути "Северного потока–2" составлять попросту некому. Об этом, правда, Симсон решила умолчать.
Третий энергопакет
Для тех, кто не знает, что такое Третий эноргопакет ЕС, достаточно просто открыть "Википедию" и прочесть, что нормы являются "жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться, в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций".
Согласно поправкам в газовую директиву ЕС от 2009 года, правила европейского законодательства включают: разделение поставщика газа и транспортной компании, доступ третьих сторон к мощностям газопровода, недискриминационные тарифы и транспарентность.
Орудием "массового поражения" Третий энергопакет стал в апреле 2019, когда Европарламент утвердил проект поправок в Газовую директиву Евросоюза. Тогда организация приняла абсурдное решение наложить контроль на морские части газопроводов.
"Сегодня мы заканчиваем эру внешних монополий на газовом рынке ЕС, которая годами заставляла потребителей платить гораздо более высокие счета за электроэнергию. Это отличные новости для наших граждан, промышленности и нашей общей безопасности в ЕС", – заявил тогдашний глава комитета по промышленности, исследованиям и энергетике, польский евродепутат Ежи Бузек, автор одиозного проекта.
Всем (очевидно, кроме господина Бузека и голосовавших за законопроект) было понятно – поправки принимаются исключительно против грядущего "Северного потока–2". В принципе, признавали это евродепутаты и сами.
Тогдашний глава гендиректората Еврокомиссии по энергетике Доминик Ристори замечал, что модифицированная Газовая директива ЕС должна непременно вступить в силу до запуска "Северного потока–2", чтобы ее действие успело зацепить своим санкционным шлейфом проект.
Адекватные поставщики только покрутили у виска пальцем. Создавать конкуренцию морской трубе – это, безусловно, гениальная идея, достойная отдельного законопроекта. К сожалению, до конца 2019 года так и не удалось узнать смельчака, возрадовавшегося антимонопольным мерам и подключившимся к российскому проекту под водой.
Вряд ли и после завершения "Северного потока–2" такой найдется… Ведь под действия энергопакета попадают только последние двенадцать миль газопровода, подходящие непосредственно к берегу Германии. Безусловно, "большое" расстояние для развития качественной конкуренции.
Потому что Россия
Почему Третий энергопакет все же является проявлением санкций в отношении России? Все достаточно просто: в сравнительной статистике его нормы терпят крах.
Азербайджанский Трансанатолийский трубопровод (TANAP), одна ветка которого идет из Азербайджана через Турцию в Болгарию, другая – через Грецию в Италию, тоже мог попасть под нормы Третьего энергопакета, ведь труба идет на территорию ЕС. Но не попал. Евросоюз посчитал, что, кроме азербайджанского газа, потенциальных конкурентов в регионе попросту нет. В европейской теории.
На деле еще на территорию Турции в трубу может зайти российский газ, и ЕС, по своим же нормам, придется 50% мощностей вручить России. Естественно, с появлением "Турецкого потока" прямых нужд этого не возникает. Однако конкурент все-таки есть. А Третьего энергопакета – нет. Вот такой он переменчивый.
Есть ли шанс, что Еврокомиссия начнет читать собственные правила? Вероятность крайне мала. Даже при условии того, что право решать дальнейшую судьбу "Северного потока" и "Северного потока–2" остается за Германией, без консультации с другими государствами-членами ЕС не обойтись.
Там же сторонники ранней заморозки проекта вроде лоббиста американского СПГ – Польши – будут делать все, чтобы перекрыть "Газпрому" трубы и воздух. И даже при условии, что российская компания соблюдет все меры, наймет, согласно требованиям, еще и управляющую проектами компанию. Двенадцать миль будут колом стоять в горле европейской конкуренции.
Остается надеяться, что заявления Симсон о том, что санкции тех же Соединенных Штатов и ЕС, нарушающие действие международного права по отношению к "Северному потоку–2", не останутся просто словами.
И, помимо требований к сохранению энергетической безопасности Европы, появится требование последовательно применять свои же законы. Без исключений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.