Польша "лает"... Когда "Северный поток–2" и Opal заработают на полную мощность

Эксперт в энергетической области рассказал, когда "Газпром" вернет газопроводу Opal полные мощности и обойдет польские препятствия "Северному потоку–2".

Польша не сумеет воспрепятствовать "Газпрому" использовать "Северный поток–2" на полную мощность с помощью процедуры, аналогичной той, что они предприняли по газопроводу Opal, заявил директор ФНЭБ Константин Симонов.

"Вчера (13 ноября) немецкий парламент принял закон, который выводит "Северный поток–2" из-под действия Третьей директивы. Я сильно сомневаюсь, что мнение Польши окажется сильнее Германии", – рассказал Константин Симонов порталу Baltnews.

Глава ФНЭБ напомнил, что Германия является крупнейшим донором ЕС, а Польша, наоборот, крупнейшим реципиентом.

"Германия больше всех дает денег в общую копилку, а Польша больше всех забирает из нее. И получается, что страна, которая просто кормится из европейского бюджета, начинает диктовать правила, подавать в суд и отменять законодательные решения не только немецкого парламента, но и Еврокомиссии", – подчеркнул он. 

По словам эксперта, "Северный поток–2" принципиально отличается от газопровода Opal в том плане, что под него фактически менялось европейское законодательство – ЕС распространил действие Третьего энергопакета на морские газопроводы.

"Хитрость в том, что "Северный поток–2" в то время уже строился. И как раз отсюда возникла коллизия, что страна, которая является завершающей в этом проекте, может предоставить исключение из Третьего энергопакета. С точки зрения права, закон не имеет обратной силы, и сама идея распространения Третьего энергопакета на проект, который уже начинал строиться, – это очень спорная инициатива, и изначально в этом была проблемная часть этой истории", – объяснил Симонов.

Он подчеркнул, что, когда европейская комиссия распространила правила Третьего энергопакета на морские трубы, была заложена отдельная опция для Германии – право на принятие соответствующего закона, и он выведет "Северный поток–2" из-под действия Третьего энергопакета. И она Еврокомиссией призналась.

"Но, кстати, если даже предположить, что все-таки ЕС окончательно перейдет на примат политических установок над юридическими принципами и Польша попытается распространить действие решения по Opal, то на самом-то деле Третий энергопакет разрешает заполнять газом вторую половину этой мощности, там просто другая процедура. Там нужно устраивать газовые аукционы, регистрироваться на платформе Prisma, возможно, "Газпрому" придется поменять в контракте точки сдачи-приема газа", – рассказал эксперт.

По замечанию главы ФНЭБ, неправильно думать, что Третий энергопакет запрещает "Газпрому" использование Opal – он делает эту процедуру более сложной. При грамотном юридическом подходе  "Газпром" заполнит вторую половину Opal и, в конечном счете, газопровод все равно заработает на полную мощность.

"Даже если предположить самый абсурдный вариант, что Польша все-таки сумеет в каком-то суде доказать, что решение немецкого парламента неправомочно и засудит ЕК, разрешившую эту процедуру, – даже в этом случае, используя нормы Третьего энергопакета, можно заполнить "Северный поток–2" на полную мощность. Нужно будет просто совершить ряд юридических процедур – выделить в отдельную компанию собственника отдельных участков, организовать аукционы и так далее. Но это возможно", – подчеркнул Симонов.

Он отметил, что Польше, скорее всего, не удастся добиться даже локальных успехов.

"Активность Польши, на мой взгляд, обречена на неудачу, и я сомневаюсь, что ей удастся добиться даже каких-то локальных успехов в этой истории с учетом вчерашнего голосования в Германии. Но даже если какое-то чудо свершится и это произойдет – есть план Б. Тогда уже надо просто менять основы европейского законодательства или признавать, что Третий энергопакет на территории Европы вообще не работает", – резюмировал Симонов.

Ранее в издании Wiadomości w Onet вышла статья со ссылкой на мнение эксперта по энергетике Петра Мачиека, где говорится, что Польша может, используя антимонопольное законодательство ЕС, возбудить дело против "Северного потока–2", как это ранее было сделано с газопроводом Opal, и запретить российской компании использовать его на полную мощность.