Как Лукашенко и Навальный разожгли в НАТО аппетит

Возросшая активность НАТО в Европе за последние годы многое говорит о намерениях альянса в отношении России и ее союзников. Вместо попыток разрядки напряженной обстановки мы видим все новые и новые обвинения в адрес Кремля.

"Мы следим за происходящим"

Прошел уже месяц после президентских выборов в Белоруссии, а политические страсти в стране пока не успокоились. Оппозиция продолжает выступать против итогов голосования, официальный Минск с переменным успехом пытается купировать протесты, а на международном уровне Польша и страны Балтии активно гнут свою линию, критикуя белорусские власти и призывая к введению санкций. При этом ситуацией интересуются не только ближние соседи Белоруссии – политический кризис в стране привлекает внимание и таких крупных игроков, как НАТО.

"Генеральный секретарь подчеркнул, что НАТО внимательно следит за развитием событий в Беларуси, и призвал белорусские власти продемонстрировать полное уважение основных прав, включая свободу слова и право на мирный протест". Так говорится в заявлении Североатлантического альянса по итогам переговоров генсека НАТО Йенса Столтенберга с главами МИД Польши, Эстонии, Латвии и Литвы, распространенном на этой неделе. Разумеется, тот факт, что Белоруссия членом альянса не является, Брюссель нисколько не останавливает.

© Sputnik
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг

Вопрос отношений Белоруссии с альянсом регулярно поднимается как в Минске, так и на Западе еще с самого начала протестов. НАТО уклончиво говорит о том, что военный блок настроен исключительно на оборону, а белорусский президент якобы использует деятельность военного блока как предлог для мобилизации единомышленников и давления на прозападных оппозиционеров. Тем не менее постоянные учения альянса вблизи белорусских границ заставляют задуматься – насколько же союзники в действительности "поддерживают суверенитет и независимость Белоруссии"?

Активность военного блока, наращивание им сил и проведение по соседству маневров во время политической напряженности в стране привели к тому, что белорусский президент Александр Лукашенко привел войска в боевую готовность и провел ряд переговоров со стратегическим союзником – Москвой. Это немедленно дало возможность господину Столтенбергу демонстративно призвать Россию "не вмешиваться" в дела Белоруссии.

© РИА Новости
Рабочая поездка президента РФ В. Путина в Санкт-Петербург

Возможность такого развития событий широко и всерьез обсуждается рядом высокопоставленных лиц на Западе. Говорят, что якобы под ложным предлогом восстановления контроля над страной Россия подготавливается к военному вмешательству в соседнюю страну. Звучит безумной конспирологией, но еще больше пугает тот факт, что это слова премьера страны-члена альянса и ближайшего соседа Минска Матеуша Моравецкого. О какой разрядке напряжения и переговорах может идти речь, если Москву открыто и бездоказательно обвиняют в агрессивных намерениях первые лица стран НАТО?

И снова "Новичок"

В этом же документе говорится и о ситуации с болезнью российского оппозиционного политика Алексея Навального, который сейчас находится на лечении в Германии. "Союзники едины в осуждении этого нападения и призывают Россию срочно продемонстрировать прозрачность и привлечь виновных к ответственности". Альянс почувствовал вкус к криминалистике и уже определил происшествие как нападение, равно как и распознал, что господин Навальный был отравлен веществом из группы "Новичок".

На высшем уровне там уже успели "осудить использование нервно-паралитического агента военного уровня". И, судя по всему, западные политики наделяют себя правом принять соответствующие меры в связи с "попыткой убийства оппозиционера". Они не скупятся на скоропалительные выводы и открыто давят на российские власти. Все повторяется: мы уже видели подобное в британском Солсбери в 2018 году.

Официальная Москва отрицала и отрицает какое-либо отношение к ситуации с отравлением (отравлением ли?) семейства Скрипалей, однако тогда западным странам это не помешало ввести санкции.

Вот и сейчас российская сторона говорит, что при анализах "никаких отравляющих веществ выявлено не было", просит предоставить четкие данные западных исследований, заявляет о заинтересованности в объективном и непредвзятом расследовании инцидента – без толку. "У НАТО в этом практически нет сомнений" – да и зачем сомневаться, если проще назначить виновного?

По всем фронтам

Со стороны вся эта ситуация, конечно, выглядит весьма странно и нелепо. С чего бы НАТО так тревожиться за Белоруссию, которая явно не подпадает под статью 5 договора о коллективной безопасности альянса? Ради чего блок уделяет столько внимания на высшем уровне откровенно мутной истории вокруг оппозиционного российского политика? Ответ тем не менее очень и очень прост – в сложившейся у НАТО картине мира Москва будет виновной во всем, неважно, причастна она в самом деле или нет.

Все эти сообщения, заявления и предупреждения звучат в резонанс ставшей уже привычной риторике альянса – Россия виновна, Россия опасна, ради общего блага необходимо ограничить или вообще изолировать русских.

За примерами далеко ходить не надо: на днях господин Столтенберг указал на усиление российских военных разработок в Арктике как о новых угрозах и вызовах для военного блока. Угроза обозначена – ответ уже готовится. Формальный предлог уже не столь важен – альянс будет использовать любую возможность давления на Москву.

К сожалению, новый виток обострения отношений наверняка повлечет практические меры вроде новых санкций в отношении РФ. И речь, вероятно, будет идти не только о демонстративных списках нежелательных лиц, но и запретительных мерах долгосрочного характера – новом витке экономических ограничений. Скорее всего, продолжится давление на тех, кто закупает российское оружие, – под угрозой могут оказаться наши сделки с Турцией, Египтом, Индией и другими партнерами. И остается только надеяться, что мы не увидим разворачивание новых войск альянса вблизи российских границ.

Кстати, в условиях деградации международных договоров и общей политической нестабильности показательная "демонстрация сил" может привести к самым непредсказуемым последствиям – но вряд ли в НАТО сейчас задумываются над этим.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.