Коалиция против НАТО: Эстония переходит на сторону Макрона

© Sputnik/ Сергей Степанов

На днях слова главы МВД Эстонии Марта Хельме о кризисе НАТО спровоцировали скандал. Эстонские политики поспешили откреститься, а сам Хельме заявил, что его не так поняли. Но осадок остался. Кажется, не только Эммануэль Макрон имеет сомнения по поводу будущего альянса.

Запасной аэродром

Турецкий кризис обнажил противоречия среди стран – членов НАТО. Фактическая недееспособность альянса на фоне военной операции Турции на севере Сирии подстегнула многих политиков заявить о своих интересах и приоритетах. На НАТО больше надеяться нельзя – эта мысль теперь звучит даже из уст верных союзников Североатлантического блока.

© AFP 2019 / Sven TUPITS
Глава партии EKRE Март Хельме

Март Хельме, одиозный политик из не менее эпатажной Эстонской консервативной народной партии (EKRE), не мог обойти стороной столь "горячую" тему.

19 ноября в интервью финскому изданию Iltalehti он заявил, что в условиях кризиса НАТО и ослабления Евросоюза Эстонии необходимо иметь запасной вариант для обеспечения собственной безопасности.

"Не хочу говорить, что Макрон на сто процентов прав, когда рассуждает о смерти мозга НАТО, но ясно, что у НАТО есть проблемы. […] Мы также работаем и над запасным планом, планом "Б", то есть над тем, что Эстония и другие страны Балтии предпримут в случае, если слова Макрона окажутся правдой", – пояснил Хельме.

Раз на НАТО больше рассчитывать не приходится, то, по мнению лидера EKRE, Эстонии совместно с Латвией и Литвой стоит подумать, как гарантировать свою территориальную целостность и независимость.

Господина Хельме определенно тревожит окружающая обстановка: США уходят с Ближнего Востока и заняты Китаем, Евросоюз погряз в Брексите, французы вообще поговаривают о налаживании отношений с Москвой.

А ведь Москва была, есть и будет "угрозой" для Таллина, она ждет своего часа "возродить Российскую империю" – по крайней мере, с точки зрения главы эстонского МВД.

"Вы меня неправильно поняли"

По мнению Хельме, планом "Б" может стать усиление сотрудничества Эстонии с Финляндией, которая якобы заинтересована в сохранении эстонской независимости.

Кроме того, если не приходится рассчитывать на весь блок, то можно договориться с отдельными его членами. "Эстония должна потрудиться, чтобы наладить партнерство с определенными странами", – выразил свое мнение политик.

Эстонскому истеблишменту слова Хельме определенно пришлись не по вкусу. Премьер-министр страны Юри Ратас немедленно парировал, что все планы Эстонии сводятся к членству в НАТО, а жизнеспособность альянса не стоит ставить под сомнение.

Его поддержали министр обороны Юри Луйк, министр иностранных дел Урмас Рейнсалу, председатель партии "Отечество" (Isamaa) Хелир-Валдор Сеэдер и председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам Энн Ээсмаа.

Вообще, приверженность Эстонии идеалам и единству блока не должна вызывать у союзников сомнений: еще 18 ноября на встрече с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом президент Эстонии Керсти Кальюлайд заявила, что "НАТО есть, был и останется краеугольным камнем европейской и трансатлантической безопасности".

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом

Более того, сами финны тоже удивились включению своей страны в этот эстонский "план". "Как я понимаю, это собственный план Эстонии. К нам никто не обращался, и мы никак с этим не связаны", – отреагировал канцлер Министерства обороны Финляндии Янне Куусела. Он отметил, что сегодня оборонные системы балтийских стран и Финляндии никак не связаны и у сторон нет единой оборонной стратегии.

После такой реакции Марту Хельме в срочном порядке пришлось оправдываться за свои слова.

"Я не говорил, что наше правительство работает с соседними странами, чтобы найти альтернативу НАТО. Когда журналист Iltalehti интерпретировал мои слова таким образом, он меня неправильно понял. НАТО является и останется самой важной гарантией нашей безопасности", – пояснил он.

Конфликты интересов

Разумеется, подобные инициативы официально не обсуждаются, но есть основания думать, что эта мысль получит свое продолжение в будущем.

Артис Пабрикс

Ранее министр обороны Латвии Артис Пабрикс уже намекал, что присутствие иностранного контингента в регионе "не гарантировано на вечные времена", ведь "не все политики одинаково понимают геополитическую ситуацию и историю Балтии". Вот и господин Хельме не отрекся полностью от своих слов:

"Но при этом мое послание – и я придерживаюсь его и на посту министра – всегда было таково, что независимый народ и государство должны быть в состоянии защитить себя даже в ситуациях, когда международные гарантии безопасности по какой-то причине не работают. Эстония должна увеличить свой потенциал самостоятельной обороны".

Политик недаром оставил такое пространство для маневра, справедливо отметив, что уж если главы США и Франции критикуют недостатки Североатлантического альянса, то и Эстонии не следует закрывать глаза на происходящее.

Когда страны игнорируют своих партнеров по организации, а конфликты интересов стали очевидными, в будущем вполне может встать вопрос о смене правил игры в масштабе всего альянса.

Так что и Пабрикс, и Хельме уже подыскивают новых союзников – только первый традиционно делает реверанс в сторону Вашингтона, а второй прагматично ориентируется на ближайших соседей.

Да, сегодня оппозиционные политики из Социал-демократической партии требуют от премьер-министра Юри Ратаса освободить Марта Хельме от должности министра внутренних дел за его заявление.

Что позволено Макрону, (пока) недопустимо в странах Балтии. Однако местные политики наверняка понимают, что неопределенность будущего может принести им необходимость пересмотра привычных приоритетов.

Разумеется, у НАТО и ранее бывали кризисы. Но как альянс выйдет из этой затруднительной ситуации? И как будет выглядеть НАТО через некоторое время?

Возможно, Март Хельме не станет последним, кто произнес слова о необходимости разработки альтернативных сценариев – кто знает, возможно, их придется воплощать в жизнь. Кажется, это тот случай, когда щепотка пессимизма от главы МВД не была лишней.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.