Нетрудно понять, что это лишь очередные спекуляции на мифической "российской угрозе" – НАТО раз за разом обвиняет Россию в ухудшении региональной безопасности, охватывая российские границы "санитарным кордоном".
Неспокойная Балтика
Датские проливы, что соединяют Балтийское и Северное моря, связывают государства Балтийского бассейна с океаном, открывая им путь в Атлантику. Для России эти проливы являются одним из основных морских путей, соединяющих ее с портами мирового океана. Именно через них российские корабли с нефтью из портов Приморска и Усть-Луги идут в Нидерланды, Италию, Испанию и другие страны. И именно туда в начале сентября 2019 года направились более 40 боевых кораблей, чтобы принять участие в ежегодных военно-морских учениях НАТО Northern Coasts-2019 ("Северные берега-2019").
Маневры начались 3 сентября в порту Копенгагена, а затем проводились в районе Датских проливов, на территории между немецким городом Киль и датским островом Борнхольм. Согласно плану учений, на маневрах военные из 18 стран альянса отрабатывали совместное реагирование на территориальные претензии условного врага на острова в Балтийском море – по легенде, эти действия создали угрозу свободе судоходства в акватории.
С одной стороны, проведение учений Northern Coasts уже в 13 раз является абсолютно логичным и необходимым шагом – все мировые проливы являются объектом повышенного внимания в силу их значимости для экономики. С другой стороны, характер легенды текущих учений, хоть и объявленный вымышленным, практически не скрывает мнения НАТО, что причиной ухудшения обстановки в области безопасности региона объявлено якобы военное усиление России, против которой фактически маневры и проводятся.
Враг у ворот
"Балтийское море имеет жизненно важное значение для Североатлантического альянса, на берегах которого расположены шесть стран-членов НАТО. "Северным берегам" уже 13 лет. К сожалению, ситуация с безопасностью в регионе ухудшилась после "незаконной аннексии" Россией Крыма и продолжающегося наращивания ею военного потенциала", прокомментировала начало учений официальный представитель НАТО Оана Лунгеску.
И вот якобы "крымский вопрос" стал причиной, по которой порядка трех тысяч военных и боевая техника США, Швеции, Британии, Эстонии, Латвии, Литвы и других стран под командованием адмирала ВМС Германии Штефана Хайша в течение двух недель отрабатывают действия корабельных группировок, операции по обеспечению ПВО, противолодочную борьбу, действия по разминированию и патрулированию акватории.
Оборона и восстановление судоходства в районе проливов в случае нападения врага, являются, безусловно, необходимыми действиями. Однако легенда учений, по которой условный противник грозится применить свои боевые корабли в районе проливов, не оставляет сомнений, что такая боевая дружба направлена не против безвестных террористов, а против вполне конкретного врага. И насколько такой подход может помочь в обеспечении региональной безопасности – вопрос открытый.
В НАТО, впрочем, традиционно утверждают, что все действия альянса, включая многочисленные учения на Балтике, являются ответом на якобы агрессивные действия Москвы.
Впрочем, это уже стало "доброй" традицией для стран альянса – во всех угрозах стабильности у них "виновата" исключительно одна Россия, которая, по их мнению, готова "атаковать мирных соседей" в любое время.
И очередные учения будут способствовать усилению военного и политического сотрудничества между странами региона, как членами НАТО, так и не входящими в альянс. Эта "дружба" против России грозит в перспективе тем, что акватория вокруг Санкт-Петербурга и Калининграда может оказаться изолированной из-за превращения Балтики во внутреннее море западных стран.
В силах тяжких
За многочисленными заявлениями о "российской угрозе" на второй план уходит тот факт, что после начала кризиса в отношениях с Россией в 2014 году Североатлантический альянс приступил к милитаризации Балтики.
Говоря о "сдерживании" России, союзники постоянно увеличивают количество разведывательных полетов, в том числе регулярных облетов беспилотников RQ-4B "Глобал Хок" вдоль европейской части российской границы и военных маневров в регионе. Northern Coasts-2019 – это не первые учения НАТО в Балтийском море, и даже не первые маневры в 2019 году. Так, с 9 по 21 июня альянс провел учения Baltops-2019, в которых приняли участие более восьми тысяч военных, 50 кораблей и 36 самолетов и вертолетов.
По логике представителей альянса, "НАТО отвечает на "агрессивные" действия России, увеличивая воздушное и морское патрулирование в регионе, а также размещая более 4,5 тысячи военнослужащих в Эстонии, Латвии, Литве и Польше".
Действительно, за последние годы НАТО резко увеличило свою активность в акватории Балтийского моря, а также на территории Эстонии, Латвии и Литвы, чему те государства несказанно рады.
Их беспрестанные заявления о мнимой угрозе с Востока привели к тому, что в Прибалтике альянс уже развернул свои четыре многонациональные тактические группы и продолжает наращивать присутствие в регионе.
За заявлениями лидеров НАТО и прибалтийских политиков о необходимости сдерживания Российской Федерации нельзя исключать то, что сценарии, подобные легенде Northern Coasts-2019, связаны с противодействием выходу кораблей российского Балтийского флота в Атлантический океан.
Декларируя способность сил альянса совместно работать и защищаться, НАТО демонстрирует силы перед противником, которым недвусмысленно предполагается Россия. Как заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин, "мы понимаем, какими кораблями и что вы собираетесь делать". Вопрос в том, что реальных фактов российской "агрессии" против себя эти государства не представляют – а вот опасность столкновения на Балтике в результате милитаризации НАТО балтийских государств и нагнетания обстановки растет с каждым днем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.