Хаос у порога: в ЕС обвиняют пограничников в тяжких преступлениях против мигрантов

© AP Photo/ ACHILLEAS ZAVALLIS

Брюссель старается восстановить контроль над действиями общесоюзной пограничной службы, обвиняемой в незаконных действиях.

Брюссель демонстрирует крайнее недовольство организацией работы Европейского агентства пограничной и береговой охраны Frontex, где трудятся и специалисты из Эстонии.

Недавняя аудиторская проверка этого общеевропейского ведомства дополнила список претензий к нему обвинениями в плохой организации работы и неспособности обеспечить охрану границ.

Руководство располагающегося в Варшаве агентства по результатам проверки, проведенной судом аудиторов Евросоюза (ECA), обвинено в неэффективной организации охраны границ, в неспособности справиться с незаконной иммиграцией и в неготовности к запланированному масштабному увеличению штатов и функций службы.

"Забор растет": в Эстонии продолжается обустройство границы с Россией >>>

"Это особенно тревожно обнаружить в то время, когда Frontex получает дополнительные полномочия и обязанности, – заявил на пресс-конференции ответственный представитель ECA Лео Бринкат. – Я думаю, основной проблемой стало то, что Frontex пытался откусить больше, чем мог прожевать... Они прошли через многочисленные изменения слишком быстро и сейчас расплачиваются за это".

Европейская служба пограничной и береговой охраны, в которую должно быть преобразовано существующее с 2004 года агентство Frontex, образно говоря, стала порождением хаоса, воцарившегося на южных границах Евросоюза во время иммиграционного кризиса 2015–2016 годов.

Оно, похоже, по-прежнему несет на себе следы этого хаоса, усилившегося во время вызванной пандемией неразберихи на границах.

Около полутора миллионов мигрантов из стран Африки и Азии "вторглись" в южные пределы альянса, добравшись до них на лодках и суденышках по Средиземному морю или сушей через Турцию.

Национальные пограничные и иммиграционные службы просто "захлебнулись" в потоке незваных гостей, не справившись с таким объемом проблем ни организационно, ни финансово. Что и стало поводом для решения создать могучую общеевропейскую пограничную службу с широкими полномочиями и возможностями.

Европейские пограничники заподозрены в преступлениях

В дополнение к другим неприятностям Frontex, вывод аудиторов выглядит как приговор для служебной карьеры командования ведомства, штаб-квартира которого находится в Варшаве, а возможно, и как основание для лишения Польши привилегии и в будущем оставаться местом расположения штаб-квартиры пограничников.

Брюссель явно намерен навести порядок в этой службе, провести чистку в кадрах, сняв с себя таким образом обвинения в слабом контроле единственной пока в структуре Евросоюза единой силовой структуре с широкими полномочиями и увеличенным бюджетом.

Ранее проверкой целевого использования средств и возможных случаев коррупции во Frontex занялась финансовая полиция Евросоюза OLAF.

Осенью 2020 года ряд европейских правозащитных организаций на основании свидетельств многочисленных пострадавших граждан третьих стран обвинили Frontex в незаконных насильственных действиях, нарушении требований Женевской конвенции и Европейской хартии основных прав, запрещающих выдворение иммигрантов из пределов альянса без рассмотрения их ходатайств о предоставлении убежища.

В ряде случаев сотрудники общеевропейской пограничной и береговой охраны, в которой проходят службу представители соответствующих служб всех стран Евросоюза, включая и Эстонию, обвинены в унижении иммигрантов, насилии и принудительном выдворении за пределы альянса.

Неназванные экипажи пограничных катеров Frontex, патрулирующих воды Греции, заподозрены правозащитниками в том, что буквально "вытесняли" лодки с незаконными иммигрантами на борту в нейтральные воды, создавая опасность гибели людей. Руководство ведомства отрицает все обвинения, ссылаясь на результаты служебных проверок.

© AP Photo/ Petros Giannakouris
Добровольцы помогают женщине после того, как она прибыла на лодке из Турции на остров Лесбос, Греция, 2015 год

Правозащитники подали против Frontex судебные иски по прецедентам жестокого обращения и нападения, ограбления, похищения, насильственного выдворения обратно в море и оставления на плотах без пищи и воды несовершеннолетнего гражданина Бурунди и конголезской женщины, искавших убежища на греческом острове Лесбос.

Нет никаких веских оснований считать, что эстонские экипажи патрульных катеров Frontex причастны к тем действиям, в которых правозащитники обвиняют сотрудников агентства, но, судя по заявлениям Министерства внутренних дел Эстонии, как минимум одно эстонское судно несло на момент совершения пограничниками незаконных действий службу именно у берегов Греции.

Пострадавшие от жестокого обращения иммигранты, которых опрашивали правозащитники, говорят о том, что слышали, как офицеры с эмблемами Евросоюза на униформе говорили между собой на разных европейских языках, но эстонского среди опознанных языков не было.

Что могут сделать десять тысяч вооруженных пограничников

Можно не сомневаться, что уклончивое описание действий капитанов пограничных катеров, выполняющих миссию Frontex у берегов Греции, как "вытеснение" лодок и судов с нелегальными иммигрантами на борту из европейских прибрежных вод, на самом деле выглядит в реальности намного более жестко.

Пограничникам, имеющим неясный статус взаимоотношений с коллегами из национальной пограничной и иммиграционной служб, похоже, проще просто применить силу и не дать суденышкам с иммигрантами на борту приблизиться к европейским берегам, чем заниматься их перехватом, процедурами составления протоколов и оформлением, конвоированием в порты.

Трудности, которые испытывают в подобных миссиях пограничники, по-человечески понятны.

Достаточно представить себе, как выглядит и как пахнет толпа людей (возможно, повально инфицированных коронавирусом) после долгого и опасного пути в ненадежных лодках, насколько ясно и образно выражают свое нежелание их принимать местные власти на берегу и множество других организационно и психологически тяжелых проблем, решаемых сотрудниками Frontex.

Кроме того, некоторые из них, возможно, разделяют точку зрения своих соотечественников из разных государств Евросоюза, считающих, что пресекать незаконную иммиграцию следует более решительными способами.

Тревогу правозащитников и самого Брюсселя вызывает недостаточно жесткий контроль над Frontex, который, по решению стран Евросоюза, напуганных угрозой новой волны незаконной иммиграции, должен получить очень широкие полномочия, включая применение вооруженной силы в случаях кризиса на границе альянса. Он станет первым и пока единственным силовым общесоюзным ведомством такого масштаба.

Из органа координирования усилий национальных пограничных служб Frontex должен перерасти к 2027 году в самостоятельное мощное подразделение со штатом в 10 тысяч сотрудников, своими базами, морским и воздушным флотом, с бюджетом в размере 900 миллионов евро.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.