Брюссель обвинен в попытке "убийства" автопрома Европы

© Sputnik/ Евгений Одиноков

Собираясь запретить двигатель внутреннего сгорания с 2025 года, Брюссель демонстрирует не приверженность "зеленой идее", а утрату чувства реальности.

Отказавшись от диалога с автомобилестроительной индустрией, Брюссель собирается посредством "закулисной интриги" запретить производство и импорт всех автомобилей с двигателями внутреннего сгорания уже с 2025 года. То есть намного раньше, чем ранее планировалось, и намного раньше, чем к этому готова будет индустрия континента и поставщики из третьих стран.

Евросоюз открыл охоту на "грязные" автомобили >>>

В приказном порядке прекратить выпуск традиционных машин Еврокомиссия не может, но она готовит новые стандарты экологичности двигателей автомобилей Euro 7, которые фактически поставят под запрет производство и импорт машин со всеми типами двигателей внутреннего сгорания. Что, по мнению автомобилестроительной индустрии Европы, взбешенной отсутствием понимания и желания договариваться со стороны Брюсселя, равнозначно заговору и обману.

Промышленники ранее согласились в целом с программой декарбонизации транспорта в рамках "Зеленой сделки", обещав поэтапно свернуть выпуск "грязных" транспортных средств и перейти на электромобили, гибриды и водородные двигатели в течение следующих десяти-пятнадцати лет. Но сделать это за четыре года они, по их словам, не в состоянии. И, более того, считают такие сроки вредными и для промышленности, и для экологии.

А над менеджментом Евросоюза довлеют прогнозы ученых климатологов, которые, вполне возможно, намного тревожнее, чем это известно широкой общественности, сказываются прессинг со стороны могучих природоохранных организаций и обязательства, принятые в соответствии с Парижским соглашением по климату.

Прагматичные и более-менее разумные, с точки зрения индустрии, ранее вроде бы согласованные темпы "озеленения" транспорта ныне считаются в Брюсселе недостаточно быстрыми. Они не позволяют альянсу добиться заявленных сроков радикального сокращения эмиссии парниковых газов в транспортном секторе и, как следствие, углеродной нейтральности альянса к 2050 году.

Евросоюз вынужден считаться еще и с целым рядом иных факторов, включая и стремление закрепить за собой планетарное лидерство хотя бы в части экологии. Кроме того, многие европейские политики, надо полагать, подозревают автомобилестроителей в том, что те преследуют корыстные цели, прибедняются, шантажируют и даже сознательно вводят власти в заблуждение. Основания видеть "темную" сторону политики промышленников дал европейским столицам так называемый Дизельгейт.

Конфликт неизбежен.

Мирные переговоры к компромиссу не привели

И, похоже, Брюссель не собирается идти на уступки промышленникам. Если, конечно, его жесткость не окажется способом оказать психологическое давление на несговорчивых и влиятельных промышленников, чтобы затем как бы неохотно пойти на некоторые послабления. Вполне в духе уже отметившейся по части интриг и женского коварства Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.

В любом случае "драка" обещает быть жестокой. Завершить согласование новых требований Брюссель, сделавший стандарт Euro 7 частью "Европейской зеленой сделки", то есть программы тотальной декарбонизации экономики, полагает возможным ко второй половине 2021 года. Но, судя по реакции автомобилестроительной индустрии, сделать это будет очень непросто.

Аккумуляторная батарея электромобиля

Например, союз более чем трех тысяч предприятий машиностроительной промышленности Германии и других стран Европы, DMA, выступил с публичным протестом еще в середине февраля. А до того момента, вероятнее всего, пытался путем переговоров уточнить сведения и обсудить проблему с Берлином и Брюсселем, но, надо думать, особых успехов не достиг.

Влияние и связи не помогли промышленными лобби остановить продвижение проекта убийственного для отрасли решения по коридорам власти Евросоюза. Так что вторая атака против тайных умыслов Брюсселя, довольно жесткая, надо отметить, по тону и доводам, проводится с привлечением средств массовой информации, муниципальных властей земель, где находятся заводы, профсоюзов и широкой общественности.

Ну, во всяком случае той ее части, которая остро заинтересована в сохранении рабочих мест в отрасли и без фанатизма поддерживает более строгие меры защиты природы.

Промышленники и VDMA полагают новые стандарты Euro 7 приговором для многих предприятий отрасли и потерей тысяч рабочих мест.

Они расценивают как "обходной путь" намерение Еврокомиссии уже через четыре года ввести фактически полный запрет на все двигатели, дающие хоть какой-нибудь выхлоп. Включая и те, что сейчас срочно разрабатываются конструкторами для синтетического топлива на основе водорода (э-топливо).

В общем, самыми мягкими эпитетами, которыми промышленники награждают идеи Еврокомиссии, можно считать слова "преждевременные" и "абсолютно неприемлемые". Это как раз тот редкий случай, когда ненормативная лексика в деловой переписке могла бы полнее и ярче описать состояние отношений между конфликтующими сторонами.

Евросоюз, похоже, перестал слушать промышленников

"Предложения по регулированию Евро-7 [...] ставят под угрозу цепочки создания стоимости далеко за пределами автомобильной промышленности, приводя к фактическому запрету на легковые и грузовые автомобили, приводимые в действие двигателями внутреннего сгорания. Европа не может себе этого позволить", – говорится в заявлении VDMA.

"Мы знаем, что многие политики видят в немедленном прекращении использования двигателя внутреннего сгорания преимущество для климата, но все обстоит наоборот", – утверждает президент VDMA Карл Хойсген.

И добавляет: "Особенно в этом десятилетии использование эффективных двигателей внутреннего сгорания по-прежнему важно, тем более, что они, учитывая перспективы использования э-топлива, могут работать без вреда для климата".

"Комиссия ЕС не должна позволять себе руководствоваться идеологией [...] при обсуждении стандарта Евро 7, это может нанести колоссальный побочный ущерб, – вторит шефу Хартмут Рауэн, заместитель исполнительного директора VDMA. – Резкий отказ от двигателя внутреннего сгорания неизбежно означал бы, что разработку СО2-нейтрального топлива на основе водорода, которое будет использоваться в двигателе внутреннего сгорания, придется прекратить. [...] Хотя такое синтетическое топливо совершенно необходимо для достижения климатических целей ЕС и более быстрого повышения экологичности существующего автопарка".

Наиболее тревожным симптомом, который проявился в конфликте между Брюсселем и автомобилестроительной индустрией, можно считать явное отсутствие взаимопонимания между властями Евросоюза и автомобилестроительной промышленностью. Которая до недавних пор считалась предметом гордости Европы и одним из самых значимых достижений ее научной и инженерной мысли.

Volkswagen Volvo автогонки автомобиль

Похоже, менеджменту Евросоюза действительно отказывают не только прагматизм, но и чувство реальности как таковое. Он фактически отказывается от диалога с промышленниками, которые пытаются вернуть на землю воспаривший в "зеленых" небесах коллективный разум властей Евросоюза. Напоминая, в частности, о дефиците ключевых компонентов системы производства, обслуживания и эксплуатации электромобилей.

Кроме того, беспокоит еще и дефицит взаимопонимания Брюсселя и Берлина, который не мог не выступить в защиту немецкой автоиндустрии. Возможно, в системе этих взаимоотношений есть свои сложности, конфликты и подводные камни, но очень сложно поверить в то, что Германия согласится вот просто взять и прихлопнуть целую отрасль с ее миллиардными налоговыми отчислениями, международным престижем и тысячами рабочих мест.

Эстонская компания подключилась к гонке за супер-аккумулятором >>>

Не говоря уж о том, что большинство иностранных экспортеров автомобилей в разных странах мира также не готовы в течение четырех лет полностью прекратить поставки машин с двигателями внутреннего сгорания в Европу. За исключением, возможно, Японии, Южной Кореи и Китая, опередивших европейские компании в "гонке электромобилей".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.