В 2021 году Евросоюз начнет наращивать производство литий-ионных аккумуляторных батарей для электромобилей. Пытаясь сократить зависимость от Китая, европейский альянс вкладывает миллиарды евро в восстановление утерянной индустрии, без которой невозможно "озеленение" экономики.
"Я уверен, что к 2025 году Евросоюз будет способен производить достаточно элементов электропитания, чтобы покрыть потребности автомобилестроительной индустрии Европы, и даже сможем начать их экспорт", – заявил на недавней отраслевой видеоконференции вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович.
К тому же сроку, как сказал "крестный отец" европейской батарейки, Евросоюз ожидает ежегодного выпуска в странах альянса шести миллионов новых электромобилей.
Что ж, видимо, 2021 год продолжит торжественный марш неожиданно проявившейся склонности Старого Света к названиям и символам, стилистически очень напоминающим китайские: "Зеленая сделка", "Ради нового поколения", "Справедливый переход".
Заканчивается по китайскому календарю год Белой металлической крысы (так и хочется добавить "инфицированной" или "коронавирусной") и начинается год Быка, тоже, кстати, белого и металлического.
И раз уж Евросоюз ныне сверяет собственную идеологию и успехи с успехами Китая и видит в противодействии экономической экспансии азиатского гиганта одну из своих основных задач, то почему бы новому 2021 году не быть в Европе названным годом Большой электрической батареи? Или, скажем, годом Исконно европейского аккумулятора? Так сказать, в духе, но в противовес.
Если же говорить более серьезно, то о наращивании производства собственных элементов электропитания и всех сопутствующих этой программе деталях Брюссель пишет и говорит так много, что аккумуляторная батарея уже фактически стала символом если не всех устремлений европейского альянса, то уж точно ключевой целью его новой экономической политики.
Все уже упомянутые символичные названия основных общеевропейских программ, в азиатской манере подразумевающие больше, чем можно подумать, опираются в том числе и на идею массовой и быстрой замены всех и всяческих двигателей внутреннего сгорания на электромоторы.
Ну а электромоторы без аккумуляторов, насколько известно современной науке и технике, применительно к транспорту практически бессмысленны. А потому Евросоюзу понадобится намного больше батарей, сырья и комплектующих для их производства, чем прежде.
Гордость Европы – ее автомобилестроительная индустрия, кнутом и пряником переориентированная на производство электромобилей, ждет пришествия Истинно европейской батареи.
Предполагается, что уже в ушедшем году продажи электромобилей и гибридов в Европе удвоились, в наступившем году можно ожидать примерно тех же или даже более высоких темпов прироста количества "низкоуглеродных транспортных средств".
Китай получает "вкусную" долю от продажи каждого электромобиля
Основной объем производства аккумуляторов в годы глобализации мировой экономики оказался, в силу вполне рыночных причин, сконцентрирован в странах Азии: в Китае, Японии, Южной Корее. И в Соединенных Штатах.
Около 80% мирового производства самых востребованных литий-ионных аккумуляторов сейчас контролирует Пекин. Из 142 имеющихся на планете крупных производств элементов электропитания 109 находятся в Китае.
Так что львиную долю элементов электропитания страны европейского альянса пока импортируют, а с переходом на преимущественное производство электромобилей этот показатель приблизился бы к ста процентам при многократном увеличении закупок в абсолютном исчислении. Что означает для решительно взявшегося за электрификацию всего и всех Евросоюза скачкообразный рост зависимости от импорта элементов питания. С соответствующим ущербом для внешнеторгового баланса и для самолюбия альянса, который претендует на роль глобального лидера озеленения экономики и борьбы с потеплением климата.
Перспективы годового оборота европейского рынка аккумуляторных батарей оцениваются минимум в 250 миллиардов евро.
И это число никого не может оставить равнодушным, оно само по себе достаточно для принятия решений, даже если абстрагироваться от внешнеполитических амбиций Брюсселя. А если учесть, что цена аккумулятора пока составляет 30–50% стоимости электромобиля (она будет снижаться по мере увеличения объемов выпуска), то повышенный интерес к элементам питания станет еще более очевиден.
Наладить свое производство, а потом прижать зарубежных конкурентов
Так что программа воссоздания индустрии производства элементов электропитания и выделенные под эту затею миллиарды стали как бы естественным продолжением и одной из важнейших составляющих реализации программы озеленения экономики альянса. Электрическая батарейка вдруг оказалась стратегически важным ресурсом, для концентрации в руках потенциальных противников не предназначенным.
В 2019 году Брюссель разрешил странам Евросоюза вкладывать бюджетные средства в разработку и производство аккумуляторных батарей и модулей в частных компаниях, выведя такие инвестиции за рамки действующих в альянсе правил честной конкуренции.
Еще ранее альянс создал Европейский аккумуляторный консорциум и пообещал вложить 2 миллиарда в строительство десяти-пятнадцати новых крупных заводов. Первыми подсуетилась шведская Northvolt AB с ее собственной гигафабрикой на родине и еще одной на паях с Volkswagen – в Германии, строить заводы в Германии принялись также немецкие Daimler и BMZ, китайская CATL, поляки договорились о возведении нового предприятия с южнокорейской LG Chemс, венгры с южнокорейскими Samsung SDI и SK Innovation. В 2021 году некоторые из них понемногу начнут выдавать продукцию.
Поддержка и кредиты Брюсселя, субсидии национальных бюджетов и программы субсидирования розничной торговли электромобилями гарантируют новым заводам спрос и доходы.
Правда, как видно из названий компаний-инвесторов, большая часть их все же числит родиной страны Азии, а добытый даже на собственной территории литий Евросоюз по-прежнему вынужден отправлять на переработку и обогащение в Китай. Но такие мелочи не могут испортить торжество европейской программы "Даешь собственный аккумулятор!".
Ну а импорт элементов электропитания из Китая можно в будущем и "прижать" посредством введения жестких экологических требований к их производству и возможностям утилизации (под лозунгом "Европейская батарейка – самая низкоуглеродная батарейка в мире!"), требований к условиям труда работников, уровню демократии в стране и еще к чему-нибудь. Похоже, именно так Брюссель и собирается поступить.
В качестве комментария не к самому "аккумуляторному вопросу", а к геополитическому фону, на котором этот вопрос решается в Евросоюзе, следует отметить, что его отказ от наращивания импорта батарей из стран Азии дает еще одно основание считать, что эпоха глобализации мировой экономики на этом историческом периоде развития, похоже, закончилась. Если, конечно, под глобализацией понимать перевод производств из "дорогих" Европы и США в "дешевый" Китай, где рабочая сила и иные ресурсы стоили в недавнем прошлом в десятки раз меньше.
Начинается время альянсов и "блочного строительства" по региональному и идеологическому принципу с соответствующим "духу времени" попранием законов свободного рынка и протекционизмом. Возможно, пройдет лет десять, двадцать и, если человечество не наделает непоправимых глупостей, глобализация вновь станет актуальной на каком-нибудь новом, более высоком уровне.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.