Pax Germanica 2020: почему спасение Европы оказалось в руках немцев

© AP 2020 / Kay Nietfeld

Евросоюз снова попал в череду кризисов, грозящих ему серьезным ослаблением. Центробежные силы влиятельны как никогда, однако на помощь Европе в решающий момент истории пришла Германия и ее руководящие кадры.

Пандемия коронавируса стала самым серьезным испытанием для Евросоюза за последние пять лет. COVID-19 спровоцировал целую череду проблем: высокую смертность, экономический кризис, кризис солидарности. Впервые в истории страны-члены ЕС практически полностью закрыли границы, поставив под вопрос свободу передвижения внутри союза.

События 2020 года наложились на уже существующие проблемы – выход Великобритании из ЕС, миграционный кризис, напряженные отношения с Турцией, США, Китаем и Россией, конфликты на постсоветском пространстве.

Ответственность за урегулирование этих вызовов легла на плечи Германии, и прежде всего ее политиков и чиновников – канцлера ФРГ Ангелы Меркель, председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и нового генсека ОБСЕ Хельги Шмид.

"Канцлер Европы" Ангела Меркель

© Reuters / MICHELE TANTUSSI
Канцлер Германии Ангела Меркель

Канцлер Германии Ангела Меркель давно носит негласный титул "канцлер Европы" и прозвище "мамочка". Она – самый опытный и влиятельный европейский политик.

Меркель не раз приходилось разрешать самые сложные задачи. Именно она в 2006–2007 годах продвинула проект Лиссабонского договора, фактически заменившего провалившуюся Конституцию ЕС. В 2008–2015 годах ФРГ под руководством Меркель играла центральную роль в урегулировании кризисов еврозоны. В 2015–2016 годах ЕС столкнулся с миграционным кризисом, и именно Берлин взял на себя инициативу по принятию первой крупной волны беженцев.

В 2020 году в период председательства Германии в ЕС (1 июля – 31 декабря) усилиями Ангелы Меркель удалось совершить практически невозможное: в условиях коронакризиса и ситуации с Брекситом она смогла обеспечить согласование следующего семилетнего бюджета ЕС (2021–2027), сумма которого составила 1,074 трлн евро. Принятый бюджет подразумевал утверждение антикризисного фонда ЕС на сумму 750 млрд евро.

© AP Photo / Francisco Seco
Слева направо премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, канцлер Германии Ангела Меркель, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Франции Эммануэль Макрон во время встречи на полях саммита ЕС в Брюсселе в субботу, 18 июля 2020 года

На июльском саммите Евросоюза, длившемся почти четыре дня, страны с трудом договорились об объеме безвозмездных грантов и кредитов, которые разделились примерно поровну – 390 и 360 млрд евро соответственно.

Тем не менее в ноябре Польша и Венгрия наложили вето на законопроект о бюджете. Они выступили против привязки выделения средств странам к их позиции относительно приема мигрантов и правового регулирования внутри страны. Политический кризис ЕС длился около месяца, но усилиями Германии Брюсселю удалось договориться с Варшавой и Будапештом.

"Ангела Меркель сыграла здесь решающую роль. С ее пятнадцатилетним опытом во главе ФРГ она стала не только "мамочкой" для Германии, но и для Европы. Очень сложно было создать этот пакет для Евросоюза, но общими усилиями его удалось продвинуть. Меркель с ее авторитетом, на мой взгляд, даже больше европейский политик, чем немецкий. В Германии ее борьба с пандемией была менее успешной, чем на европейском уровне", – считает немецкий политолог Александр Рар.

"Человек Меркель" Урсула фон дер Ляйен

Бывший министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен возглавляет Еврокомиссию с 1 декабря 2019 года. Заступая на свою должность, она заявляла, что намерена добиваться усиления влияния Евросоюза в мировой политике. Главным лейтмотивом ее председательства стала борьба с изменением климата.

© ria.ru
53-я Мюнхенская конференция по безопасности.

В декабре 2019 года Урсула фон дер Ляйен презентовала новую стратегию развития Европы – "Европейский зеленый курс". Согласно этой стратегии, Евросоюз к 2050 году должен стать климатически нейтральной экономикой, полностью отказавшись от ископаемых энергоносителей.

В своей программной статье фон дер Ляйен отмечала: "Европейцы хотят, чтобы наш Союз активно действовал на своей территории и подавал пример за рубежом".

Но через несколько месяцев после провозглашения "Зеленой сделки" ЕС по всему миру начал распространяться коронавирус COVID-19. Введенные ограничения оказали серьезное влияние на экономическое развитие всех стран Евросоюза. Уже в марте, после того, как большинство государств в Европе закрыли внутренние границы, Европейский центральный банк впервые объявил о программе по поддержке экономики ЕС на сумму 750 млрд евро.

Впервые в истории страны-члены Евросоюза взяли на себя совместные долговые обязательства, что фактически усилило роль Еврокомиссии.

©   AFP 2020 / STEPHANIE LECOCQ
Ангела Меркель и Урсула фон дер Ляйен

Полномочия Брюсселя неожиданно расширились, и фон дер Ляйен поспешила этим воспользоваться.

В своей речи о положении в Евросоюзе в сентябре она заявила, что кризис должен рассматриваться как шанс для развития, а новый фонд – как инструмент выхода из сложившейся ситуации. Более трети из 750 млрд евро она предложила выделить на проекты по защите климата, а 20% – на достижение "цифрового суверенитета" ЕС, то есть обеспечение хранения и обработки данных без помощи американских и китайских концернов.

Тем не менее ключевым фактором успеха фон дер Ляйен на посту главы Еврокомиссии остается ее прошлый опыт работы в правительстве ФРГ и связи с Ангелой Меркель.

"Урсула фон дер Ляйен имеет прямое отношение к Германии и Меркель. Она фактически может ей звонить 24/7. И у нее хороший опыт. Она – человек, работавший в Министерстве обороны и Министерстве по делам семьи, родом из знатной семьи", – отмечает Александр Рар.

"Евродипломат" Хельга Шмид

В декабре 2020 года новым генеральным секретарем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была избрана никому ранее не известная Хельга Шмид.

© AFP 2020 / JOE KLAMAR
Хельга Шмид

С 2016 года она работала генеральным секретарем Европейской службы внешнеполитической деятельности.

Шмид занималась переговорами между ЕС и Ираном по иранской ядерной программе, а также отношениями Украины и России после крымских событий и начала конфликта в Донбассе.

Но начинала она свою карьеру в Министерстве иностранных дел ФРГ в 1988 году.

Кандидатура Хельги Шмид была активно поддержана в Берлине. Комментируя ее избрание, глава МИД ФРГ Хайко Маас заявил, что Германия будет ее поддерживать всеми силами, и добавил, что не может представить себе "лучшей кандидатуры" на пост генсека ОБСЕ.

Несмотря на то, что влияние ОБСЕ на разрешение международных конфликтов невелико, в организацию входят 57 государств, большая часть которых находится в Евроатлантическом регионе. Основной проблемой, вбившей клин в отношения России и Европы, остается Украинский конфликт. Несомненно, этой теме будет уделено первостепенное внимание в ОБСЕ.

"Хельга Шмид была близка к бывшему постоянному представителю Германии в ООН Кристофу Хойсгену. До этого он был главным советником Меркель по внешней политике, и вопросы, связанные с Европейским Союзом, он решал через Хельгу Шмид", – поясняет Александр Рар.

"Держава в центре"

Немецкий политолог Герфрид Мюнклер еще в 2015 году выразил мысль, что Германия фактически обречена быть лидером Евросоюза, и только от нее зависит, получит европейский проект продолжение или ЕС распадется. По его мнению, брюссельские институты в этом случае будут играть только второстепенную роль.

Иными словами, задача Германии состоит в объединении Евросоюза.

Долгое время Германии не удавалось продвигать своих людей на ключевые посты в Европе. Сейчас же ситуация изменилась. Кадровые перестановки произошли, по стечению обстоятельств, на фоне выхода Великобритании из Евросоюза.

© Sputnik/ Владимир Трефилов
Политолог-международник, член Валдайского клуба Александр Рар

"Немцы расставляют своих людей по всей Европе, чтобы в очень трудные времена попытаться спасти европейские организации. Но им позволяют это делать, поскольку немцы всячески демонстрируют, что передают свой суверенитет европейским структурам. Поэтому другие начинают на это смотреть не криво, а положительно, и они соглашаются с такой кадровой политикой", – уверен Александр Рар.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.