Брюссель использовал оружие страшной политической силы, "фактор Греты", в конфликте из-за проекта реформы Единой аграрной политики Евросоюза. Шведская девочка Грета Тунберг поддержала Еврокомиссию, и ряды ее оппонентов пошатнулись. А для фермеров Европы, которые опасаются за те деньги, что им ежегодно выплачивает Евросоюз в рамках Единой аграрной политики (САР), шведский подросток может стать олицетворением зла.
Суть конфликта между Еврокомиссией и другими институтами власти Евросоюза на этот раз состоит в том, что прежняя, подготовленная еще старым составом комиссаров, реформа САР не соответствует целям и программным установкам команды президента Урсулы фон дер Ляйен.
Новый состав Еврокомиссии и профильный комиссар Франц Тиммерманс провозгласили и согласовали "зеленую сделку", программу тотальной войны с эмиссией углерода во всех отраслях экономики альянса, включая, конечно, и сельское хозяйство. Но старый вариант реформы САР задаче спасения климата от потепления не соответствует, а потому комиссар Тиммерманс предложил отозвать этот проект. Что вызвало разрушительный скандал всех со всеми, так как прежний проект согласовывался долго и трудно, впитал в себя многочисленные поправки и компромиссы.
И, главное, он точно не содержит ничего, что угрожало бы размерам "священной коровы" Евросоюза – субсидиям фермерам. На пике конфликта между ветвями власти альянса Еврокомиссия, комиссар Тиммерманс и применил "фактор Греты".
"Нам необходимо относиться к климатическому кризису, как к кризису, а не делать вид, что можем исправить Единую аграрную политику с помощью быстрых мелких поправок", – рубанула Грета на виртуальной пресс-конференции, в целом поддержав таким образом позицию Еврокомиссии.
Остался неясным список "вражин", которые только делают вид, а на самом-то деле – скрытые враги "озеленения", то есть недруги будущих поколений, от имени которых как бы говорит шведская девочка Грета. Все должно соответствовать принципам "зеленой сделки" и Единая аграрная политика – не исключение.
Девочка Грета – как угроза для фермерских субсидий
Так шведская девочка Грета Тунберг может оказаться в роли главного недруга общеевропейской системы поддержки аграриев и, соответственно, в роли маленького демона в юбке, который, по мнению европейских фермеров, стремится испортить им жизнь. Урезав или вовсе лишив их ежегодных многомиллиардных выплат из бюджета Евросоюза ради почти религиозной идеи защиты климата.
На самом деле, сокращать выплаты Брюссель вроде как на этот раз не собирается, но разговоры об излишне высоких затратах на аграрный сектор идут давно, что создало у европейских фермеров стойкое ощущение готовящихся неприятностей. Брюссель заверил недовольных министров сельского хозяйства стран Евросоюза, что задачу сократить выплаты фермерам перед собой не ставит, но мало ли...
Отзыв старого проекта реформы САР означает, что весь, уже пройденный ранее, долгий и трудный процесс согласования, компромиссов и урегулирования конфликтов придется пройти заново. И бог его знает, что там Еврокомиссия еще "под шумок" включит в эти документы под предлогом углубления мер защиты природы, рассуждают, вероятно, взвинченные аграрии. Особенно беспокоит этот вопрос правительства стран Восточной Европы, включая и прибалтийские республики, где фермеры и без того получают меньше субсидий, чем их западноевропейские коллеги.
Брюссель действительно не первый год точит зубы на фонды САР, которые отбирают у бюджета альянса почти половину его активов. Ранее провалились практически все осторожные попытки Еврокомиссии договориться с правительствами стран альянса о том, чтобы тем или иным способом реформировать фонды, как-то сократив объемы помощи фермерам, и заодно снять с альянса вполне обоснованные обвинения зарубежных экспортеров в незаконном субсидировании сельскохозяйственной отрасли.
Но фермеры Европы слишком могучи своей численностью, деньгами аграрных союзов, готовностью активно протестовать, влиянием на политические партии, чтобы позволить себя "подвинуть".
Девочка Грета Тунберг вряд ли радикально изменит соотношение сил, но в качестве тарана вполне способна сыграть заметную роль. К тому же, ей нестрашны обструкция сельскохозяйственного избирателя, риск провала на следующих выборах и демонстрации протеста фермеров. А побить девочку тяпками где-нибудь в темном Стокгольмском переулке фермерам не позволят человеколюбие, любовь к детям и полиция.
И, самое главное, активное участие молодежных экологических движений Европы в реформе сельскохозяйственной политики альянса окончательно и бесповоротно смещает акценты с денег на благодатную тему защиты природы и, заодно, на тему противоречий между поколениями. То есть переводит всю дискуссию на рельсы, ведущие в светлое "зеленое" будущее.
Коварный комиссар Тиммерманс, поддержанный кем-то еще более коварным, но явно противоположного пола, может таким образом спасти почти безнадежно проигранный раунд переговоров.
"Фактор Греты" – как феномен международной политики
Стоит особо отметить, что "фактор Греты" за несколько последних лет стал одним из ключевых в мировой политике. По крайней мере в той ее части, что касается охраны окружающей среды и борьбы с потеплением климата. То есть для Евросоюза, который с приходом нового состава Еврокомиссии сделал озеленение экономики своим главным приоритетом и ключевым мерилом всех реформ, "фактор Греты" стал чуть ли не столпом политики.
Вероятно, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен не удочерила Грету только потому, что у той уже есть родители. Устами младенца глаголят, так сказать, все будущие поколения.
Искренность и целеустремленность шведского подростка в сочетании с ее наивностью и нежеланием признавать политические авторитеты, плюс огромное число сторонников и сподвижников в среде молодежи многих стран мира, плюс всеобщая озабоченность переменами в климате, плюс намерение Брюсселя делать ставку на молодежь, и в результате Европа получила "фактор Греты".
Ах, да, тот факт, что она не мальчик, тоже очень импонирует Брюсселю, озабоченному еще и проблемой полного и бесповоротного равенства полов.
Да что там говорить, без видео или фото в компании с Гретой у нынешнего брюссельского политика почти нет шансов заявить о себе, как о друге избирателей и молодежи, как о яром приверженце "зеленой сделки".
Некоторые политики, правда, по-прежнему предпочитают сниматься выглядывающими из люков танков или, за неимением поблизости какого-нибудь танка, хотя бы из люка бронемашины. Но это глубоко ошибочный выбор в современной политической обстановке, так как уровень "озеленения" политика и его ненависти к парниковым газам определяется именно тем, снялся ли он где-нибудь с Гретой или нет. Потом уже можно и в танк для подтверждения приверженности еще и политике безопасности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.