После президентских выборов 9 августа в Белоруссии начались протесты, которые превратились в столкновения с силовиками. Протестующих не устроили результаты прошедшего голосования. По данным ЦИК Белоруссии, действующий президент Александр Лукашенко набрал 80,08% голосов, а его основной соперник Светлана Тихановская – 10,09%. Возможно ли повлиять на ситуацию в Белоруссии извне и введет ли Совбез ООН санкции против Лукашенко Baltnews обсудил с депутататом Рийгикогу, членом комиссии по иностранным делам Марией Юферевой-Скуратовски.
– Г-жа Юферева-Скуратовски, будучи членом парламентской комиссии по иностранным делам, как вы оцениваете ситуацию в Белоруссии после президентских выборов?
– Получить точную информацию о том, что происходит в Белоруссии достаточно сложно. Источники информации очень политизированы и поляризованы. Можно быть уверенным в том, что там, на улицах, происходит насилие, и это очень прискорбно. Насилие не может быть оправдано. Также понятно, что официально объявленные цифры после выборов не отвечают ожиданиями избирателей. Можно спекулировать, насколько объявленные показатели поддержи отличаются от реальности, но очевидно, что именно это отличие стало причиной митингов.
– Справедлива ли недавняя критика действующего президента Белоруссии Александра Лукашенко со стороны президента Эстонии Керсти Кальюлайд и главы эстонского МИД Урмаса Рейнсалу?
– Требования, которые выдвинули президенты Эстонии, Латвии, Литвы и Польши 13 августа справедливы и понятны. Суть этих требований – сократить количество насилия. И эти требования, в принципе, не надо повторять. Это должно быть общепризнанной нормой. Силовые структуры всегда должны понимать, что именно на них лежит ответственность за происходящее. Приказами нельзя оправдать жестокость. Понятно, что заявления нескольких стран, навряд ли, смогут кардинально поменять ситуацию, но власть Белоруссии должна понимать, что друзей такой политикой она себе не наживет.
– Удобен ли Эстонии Лукашенко?
– Это не очень удачная формулировка – быть хорошим президентом не всегда значит быть удобным или неудобным. В Эстонии у жителей страны есть определенные ожидания от власти, в ходе выборов они высказывают свои пожелания и так формируется парламент. Если в одном регионе у людей похожие запросы, то и парламенты или президенты этих стран в чем-то похожи. Таким странам проще сотрудничать друг с другом.
Я думаю, что у жителей Эстонии и Белоруссии в целом достаточно похожие ожидания от будущего.
Однако сейчас ситуация показывает, что Лукашенко, как носитель власти, не разделяет наши ценности о неприемлемости насилия. Такие действия усложняют сотрудничество, как для Эстонии, так и для всего ЕС в целом.
– Некоторые политики и СМИ заявляют о повторении Майдана в Белоруссии. Такой риск существует?
– Я думаю, что вероятность пересмотра результатов выборов достаточно мала. Это уже далеко не первые выборы. С другой стороны, это именно первые выборы, которые вызвали именно такую реакцию.
Фигура Светланы Тихановской, женщины с цветами на площадях, мирные шествия – все это делает ситуацию отличной от Майдана. Также Украина имеет длинную историю майданов в отличии от Белоруссии.
Эти две страны и эти два события нельзя сравнивать. Я думаю, что изменения будут, это вопрос времени, но их масштаб предсказать очень сложно
– Недавно в совместном заявлении председатели комиссий по иностранным делам парламентов Эстонии, Латвии, Литвы и Польши призвали власти Белоруссии незамедлительно прекратить преследования и применение силы. Возможно ли как-то повлиять на внутренние события в Белоруссии извне?
– Как я уже сказала, принципиально, эту ситуация извне поменять не получится. Важно, чтобы и мы, и белорусы, и Лукашенко понимали – применении силы должно прекратится. Для Лукашенко это важно в первую очередь из-за последствий.
– Министр внутренних дел Эстонии Урмас Рейнсалу хочет поднять вопрос о происходящем в Белоруссии на открытом заседании Совбеза ООН. Введут ли санкции в отношении Лукашенко?
– Идея санкций обычно сводится к простой логике. Элита вокруг лидера не гомогенна и постоянно конфликтует между собой за место под солнцем. Санкции должны каким-либо образом усилить конфликты и спровоцировать раскол в элите. Как правило, санкции не самый эффективный способ, так как бьют они чаще по кошельку простых жителей.
В случае Белоруссии, насколько я понимаю, расколов в элите не намечается и, значит, эффективность санкций будет низкой.
Также надо понимать, что у Белоруссии всегда есть партнер в лице России. Их отношения не всегда просты, но в целом, скорее партнерские и стабильные. На вряд ли удастся договориться с Россией и их правом вето в Совбезе. Исходя из этого в ближайшем будущем санкции со стороны ООН маловероятны.