Следственный комитет (СК) России продолжает вести расследование уголовного дела о крушении в 2010 году польского самолета Ту-154М в Смоленске. 10 апреля 2020 исполнилось десять лет со дня катастрофы. В результате падения воздушного суда погибли президент Польши Лех Качиньский, его супруга и все сопровождавшие его политики и военные.
Всего крушение Ту-154М унесло жизни 96 человек. Катастрофа стала серьезным ударом для польской политической системы, отголоски которой слышны до сих пор.
Тени Катыни
Причиной визита первых лиц Польши в Смоленск в апреле 2010 года была годовщина Катынской трагедии. В 2010 году исполнявший тогда обязанности премьер-министра России Владимир Путин пригласил на памятные мероприятия в Смоленскую область премьера Польши Дональда Туска.
7 апреля прошла памятная церемония с их участием. Однако, согласно международным правилам, президент и премьер-министр не могут находиться одновременно в одном месте, не защищенном нацсилами безопасности. Именно поэтому Лех Качиньский решил прибыть в другой день.
Вместе с президентом Польши почтить память расстрелянных офицеров собрались более 400 общественных деятелей. Но большая часть из них направилась в Катынь специальным литерным поездом Варшава – Смоленск. Только наиболее близкие Качиньскому лица были приглашены на борт Ту-154М.
"Среди них оказались командующие сухопутными, военно-воздушными, военно-морскими силами и силами специальных операций, руководитель польского Бюро национальной безопасности, оперативный командующий армии Польши, заместители министров иностранных дел и культуры, два вице-спикера и двенадцать депутатов Сейма, вице-спикер сената и два сенатора, высшее епископство, а также дюжина общественных деятелей", – напоминает Лента.ру.
Что случилось над Смоленском
В 2010 году в Смоленске принимающими считались два аэропорта – Смоленск-Северный и Смоленск-Южный. Первый долгое время считался военным, но с конца 90-х годов иногда принимал гражданские самолеты. Согласно отдельным источникам, сначала польская сторона запросила на борт штурмана-лидировщика, знающего аэропорт прибытия. Но потом, вероятно, отказалась от него, хотя подтверждающих это документов найдено не было.
До прилета президента международная комиссия совершила вылет в Смоленск на Ту-154М, убедившись, что аэродром готов для приема подобных самолетов. Все было в порядке. Но подвела погода:
"В субботу, 10 апреля 2010 года, около четырех часов утра военные метеорологи дали достаточно неблагоприятный прогноз – до 11:00 туман и низкая облачность. Соответствующая информация была доведена до командования 36-го специального транспортно-авиационного полка ВВС Республики Польши – специального летного отряда, обеспечивающего полеты первых лиц государства. Позже и российская, и польская комиссии установят, что летчики эту информацию получили".
"Каждые два часа метеорологи уточняли прогноз и в 10:05 зафиксировали сигнал "шторм" – Смоленск-Северный не принимал по метеоусловиям. Но по международным правилам решение о посадке литерных рейсов принимает экипаж, и наземные службы приказать им не имеют права. Они могут лишь информировать", – отмечено в материале Ленты.ру.
Больше чем ошибка
Самолет президента вылетел позже, чем два других воздушных судна страны с журналистами и сопровождением. Уже с самого утра Польшу предупредили, что Смоленск-Северный закрыт по погодным условиям, так как видимость – ниже нижнего предела.
Однако компандер судна принял решение продолжать полет в том же направлении. Возможно, исходя из удачной посадки двух первых польских самолетов утром.
В то же время российский Ил-76, везущий необходимую для траурных мероприятий технику, сделав два захода, повернул на запасной аэродром. За этим наблюдали все, в том числе экипаж приземлившегося польского Як-40.
С экипажем Ту-154М была установлена связь, корабль предупредили повторно о плохих погодных условиях. Экипаж подтвердил принятие, но заявил, что полет пойдет по плану. Перед заходом на посадку предупреждение повторили. Как отмечают очевидцы, переговоры велись на смеси русского и польского. С Ту-154М связался даже экипаж приземлившегося Як-40, заверив, что российское судно ушло на допаэродром. Но и их не послушали.
В 10:37 команда Ту-154М сообщила, что выполнила все развороты и заходит на посадку. Когда самолет стал виден из-за облаков с вышки управления полетами, прозвучала команда "Второй круг". Но было уже поздно. Лайнер задел крыльями деревья, перевернулся и рухнул на землю.
"Обстоятельства катастрофы специалистам стали понятны практически сразу, после допросов всех свидетелей, диспетчеров и расшифровки бортовых самописцев. Экипаж в сложных погодных условиях с запозданием вышел на глиссаду и стал снижаться с превышением вертикальной скорости – не допустимые четыре-пять метров в секунду, а почти восемь. В результате тяжелый самолет провалился ниже глиссады и с учетом оврага оказался на 15 метров ниже торца взлетно-посадочной полосы", – пишут журналисты Лента.ру.
Более того, в кабине пилотов было найдено лишнее тело, незарегистрированное на рейсе. Ему был присвоен номер 37. Позже выяснилось, что пассажир находился не на своем месте, в стадии алкогольного опьянения. Погибшего опознают как трехзвездного генерала ВВС Польши Анджея Бласика. Именно он, по мнению специалистов, оказал психологическое давление на экипаж.
Причины катастрофы
Российская комиссия пришла к однозначному решению: катастрофа случилась по вине неправильных действий экипажа, находящихся под сильнейшим давлением. Ориентиры же на земле были верными.
Выдвигалась версия о наличии взрывчатого вещества на борту самолета. Однако СК РФ отметил, что доводы иностранных специалистов не подтвердились в ходе судебных экспертиз в России и Польше. Заявления главы Минобороны Польши Антония Мацеревича о теракте в этой связи тоже казались излишними.
Россия всячески помогла Варшаве в расследовании. СК одобрил более 40 запросов Польши на осмотр обломков, рассказала представитель ведомства Светлана Петренко.
"Результаты всех процессуальных действий были переданы польской стороне в порядке, установленном международными договоренностями и российским законодательством", – заверила она.
Сегодня, по сообщениям смоленских СМИ, почтить память погибших в рамках рабочего визита прибыл полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев.