Северный дозор: зачем Эстония включается в "арктическую гонку"

© РИА Новости

Эстония хочет хотя бы косвенно принимать участие в исследованиях региона Арктики. Ясно, что у нее нет таких ресурсов, как у России, США или Китая. Однако страна Балтии все равно пытается найти свою нишу в международной организации, занимающейся освоением Севера.

В правительстве Эстонии решили подать заявку на получение статуса страны-наблюдателя в Арктическом совете. Предложение официально поступило от МИД республики. Теперь в Таллине будут создавать межведомственную рабочую группу, которая и займется подготовкой заявки.

Конкретных целей, которых Эстония хочет достичь в Арктическом совете, пока не озвучено. С ее стороны поступили только весьма общие заявления.

Флаги участников Арктического совета

"Обеспечение устойчивого развития Арктики требует межгосударственного сотрудничества и широкой политической поддержки. Это должно быть задачей не только приарктических государств, но и ответственностью стран, расположенных поблизости к Арктике, а также международных организаций", – цитирует эстонское издание ERR.ee министра иностранных дел Урмаса Рейнсалу.

Также глава МИД выделил три группы интересов своей страны в этом регионе – это наука, безопасность и экономика.

Нужна ли Эстония Арктическому совету?

Для начала разберемся, что это за объединение такое, в котором Таллин хочет получить статус наблюдателя. Арктический совет – это международная организация, цель которой заключается в сотрудничестве в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.

В совете состоят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Есть еще 13 стран, которые уже получили статус наблюдателей.

Обвинять Эстонию в излишней амбициозности, пожалуй, не стоит. Китай находится достаточно далеко от Арктики, но это не мешает ему тоже быть страной-наблюдателем в совете. Правда, у Таллина нет таких ресурсов, как у Пекина. Нет у Эстонии и такой промышленности, как у Южной Кореи, Франции или Германии, которая могла бы обеспечить производство необходимого оборудования для работы на Севере.

Впрочем, для деятельности в этом регионе – хоть ради науки, хоть ради добычи углеводородов – недостаточно просто иметь высокие мощности производства в тяжелой промышленности. Нужно еще и обладать специфическими знаниями, уметь создавать технику, предназначенную для работы в крайне суровых погодных условиях.

Однако у Таллина есть определенные шансы на то, чтобы Арктический совет все же обратил на него внимание. Об этом в беседе с Baltnews рассказал эстонский ученый, доктор экономических наук, профессор Ханон Барабанер.

Собрание Министров Арктического совета, 11 мая 2019

"Эстония вообще-то имеет весьма серьезный исторический опыт в исследовании Севера. Специалисты этой прибалтийской страны в свое время достаточно плотно занимались как Арктикой, так и Антарктикой. Поэтому если говорить о научном интересе, то такой шаг Таллина исторически обоснован.

Но если говорить о более серьезных вещах, то сегодня ситуация такова, что многие страны, даже не имеющие географической близости к Арктике, заинтересованы в том, чтобы получить что-то от тех богатств, которые скрывает Север. Эстонию в данном случае, как мне кажется, привлекает не столько научный интерес к региону, сколько возможность оказаться в числе тех, кто будет исследовать и решать судьбу ресурсов в недрах региона", – считает экономист.

Ханон Барабанер подчеркнул, что ученые и моряки из прибалтийской республики были когда-то в числе первых, кто исследовал Северные и Южные широты. Эксперт напомнил, что сегодня на Земле есть несколько мест, которые как бы никому не принадлежат.

Яркий пример – Антарктика, у территории которой нет привязок к каким-либо государствам, но где успешно работают международные научные станции. При этом все прекрасно понимают, что изучением – а в перспективе и добычей полезных ископаемых – будут заниматься именно те государства, у которых есть серьезный опыт работы на этой территории.

Но вот с Арктикой история немного другая. Север сегодня разделен между странами, которые примыкают к региону. При этом на международной арене периодически "вбрасывается" мысль о том, что арктические недра – это общемировые богатства, а значит, претендовать на них могут все.

"И вот тут появляется очень интересная проблема. Если в одном месте на Земле будет работать такой подход, то он может стать универсальным. Для освоения и исследования Арктики многие страны тратят огромные суммы и силы. Сейчас идет как бы "отбор" тех, кому разрешат работать в этом регионе, если он с ним не граничит.

Эстония подает заявку на получение статуса страны-наблюдателя в Арктическом совете, потому что хочет успеть занять определенную нишу среди таких государств. Она имеет некоторый опыт, который мог бы пригодиться. Но Таллин делает ставку не только на это, но и на поддержку своих партнеров на Западе – Норвегию, Данию, США.

Получится ли у Эстонии – это вопрос очень сложный. С каждым годом проблема, кто имеет право работать в Арктике, а кто нет, будет становиться все более острой", – считает эстонский экономист.

Зачем Эстония смотрит на Север?

Таллин уже достаточно давно размышляет о том, как бы ему принять участие в освоении Арктики и извлечь из этого выгоду. Еще в 2015 году депутат Европейского парламента от Эстонии Урмас Паэт заявлял, что Эстония должна стать наблюдателем в Арктическом совете.

В 2018 году Финляндия, Эстония и Норвегия стали обсуждать альтернативный китайскому "Шелковому пути" маршрут – "Арктический коридор". Он должен был стать кратчайшей дорогой из Азии в Европу. Считалось, что товары из КНР по Северному морскому пути можно будет транспортировать в норвежский порт Киркенес, после чего отправлять по железной дороге через Финляндию на юг – через подводный тоннель в Эстонию.

Однако такой план пока существует только на бумаге. Тоннель под Финским заливом так и не построен, а грузы по Северному морскому пути в основном переправляет только Россия. Китай так и не решился инвестировать крупные суммы в Эстонию, предпочитая наращивать сотрудничество с Москвой.

Наверняка в Таллине понимают, что "Арктический коридор" – это проект с весьма сомнительным будущим. Возможно, именно поэтому Эстония и пытается найти свою нишу в этом регионе с помощью Арктического совета.

Желание есть, но "инструментов" мало

В целом, имея некоторый опыт работы на Севере, прибалтийская республика может заинтересовать отдельных членов этой организации. Более того, у Таллина есть реальный повод рассчитывать на поддержку скандинавских стран и США, с которыми у него хорошие отношения.

Однако, как отметил в комментарии для Baltnews промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, в силу технических причин у Эстонии вряд ли получится "выбить" для себя конкретные экономические проекты.

"Подача Эстонией заявки на получение статуса наблюдателя в Арктический совет носит скорее политический характер, чем экономический. Власти страны тем самым хотят повысить ее роль на международной арене, и Арктика – это самое подходящее для этого место, поскольку ее природные богатства – главным образом месторождения углеводородов – привлекают всеобщее внимание, а дискуссии об их использовании давно вышли на наднациональный уровень.

Участвуя же в работе Арктического совета, Эстония тем самым будет пытаться показать свою значимость в решении геополитических проблем на севере нашей планеты", – считает эксперт.

По мнению Леонида Хазанова, в экономическом плане Эстония ничего не выиграет от своей деятельности в Арктическом совете. У нее слишком скромная промышленность, чтобы предложить какие-либо виды машин и агрегатов для проектов по разработке месторождений в северных широтах.

Единственное предприятие, которое может получить хоть какие-то заказы, – Marketex Offshore Constructions (входит в состав BLRT Grupp – прим. автора), изготавливающее оффшорное оборудование. Но и помимо него подобных производителей в мире хватает.

"Сельскому хозяйству Эстонии от Арктики тоже ничего "не светит". Вряд ли ее агропромышленные предприятия будут поставлять мясо, молоко и овощи в больших количествах в поселки на северных островах и архипелагах или на морские буровые платформы.

В результате желание властей Эстонии поучаствовать в "арктической гонке" вряд ли принесет Таллину реальные дивиденды, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Правда, я допускаю, что, участвуя в работе Арктического совета, они могут попробовать начать политическую кампанию против России, но особого результата вряд ли достигнут", – заключил промышленный эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.