Дела Порошенко
В авангарде процессов пользования услугами западных лоббистов пребывает экс-президент Украины, а ныне депутат Верховной рады Петр Порошенко. В сущности, у Порошенко по состоянию на сегодняшний день нет более важных задач, чем выстраивание формальных и неформальных барьеров, которые позволили бы сохранить неприкосновенность себя самого и бизнес-активов.
На данный момент Порошенко проходит по многочисленным уголовным делам только в качестве свидетеля. Но постепенно тучи над экс-президентом сгущаются, а вероятность изменения его процессуального статуса со свидетеля на подозреваемого увеличивается.
В этой связи примечательно, что Порошенко начал переоформлять свои бизнес-активы на родственников – в частности, кондитерскую корпорацию Roshen – и, по косвенным свидетельствам, выводить активы за рубеж. В Лондон постепенно переезжает близкое окружение Порошенко. Эта же возможность сохраняется и за самим Петром Алексеевичем, если на Украине над ним нависнет реальная угроза ограничения или лишения свободы.
В последние несколько месяцев Порошенко часто бывает за границей, объясняя это рабочими встречами "в интересах Украины". Однако "злые языки" утверждают, что за пределами Украины он ведет переговоры с западными лоббистами.
Он пытается договориться о предотвращении уголовного преследования на ее территории и предоставлении политического убежища за рубежом. Дыма без огня не бывает, особенно если вспомнить, что Порошенко ранее уже пользовался услугами западных лоббистских компаний.
Сколько стоит налаживание отношений
Не секрет, что в начале 2017 года администрация Порошенко вынуждена была заключать контракт с лоббистской компанией BGR Group для налаживания диалога с администрацией Трампа, против которого открыто выступала киевская власть в ходе его президентской кампании в 2016 году.
В первые месяцы президентства Трампа отношения Киева с Вашингтоном оказались фактически замороженными. Нельзя не признать, что вложения в лоббистов оправдали в себя, позволив наладить коммуникацию. В частности, при посредничестве BGR Group состоялась первая встреча Порошенко и Трампа летом 2017 года. В СМИ появлялась информация, что за ее организацию украинской стороне пришлось выложить 400 тыс. долларов.
Порошенко эта встреча позволила снизить внутриполитическое давление на себя. Она продемонстрировала представителям украинского истеблишмента, что в президентском кресле он по-прежнему способен быть гарантом притока ресурсов извне и обеспечения внешнеполитической поддержки Украины.
Спецпредставитель Госдепа руку приложил
Примечательно, что сотрудником BGR Group являлся Курт Волкер, который до недавних пор был спецпредставителем Госдепартамента США по Украине. Если в первые месяцы своей работы он еще пытался найти точки соприкосновения с Москвой, ради чего и был назначен спецпредставителем, то в дальнейшем стал откровенным лоббистом Порошенко.
Вплоть до того, что накануне второго тура президентских выборов Волкер открыто призывал голосовать за действующего на тот момент президента, фактически вмешиваясь во внутренние дела Украины. Кроме того, клиентом BGR Group была и американская военно-промышленная компания Raytheon, специализирующаяся среди прочего и на производстве противотанковых комплексов Javelin.
Долгое время Порошенко на международных площадках лоббировал предоставление Вооруженным силам Украины вооружений этого вида, и в конечном итоге Киеву была поставлена партия Javelin в первой половине 2018 года – пускай даже с условием их неиспользования в Донбассе. Соответственно, у Волкера, представителя BGR Group, активно ратовавшего за предоставление Украине американского вооружения, мог быть конфликт интересов.
Кто платить будет?
Недавно в СМИ появились сведения о том, что администрация Порошенко оплачивала услуги американских лоббистов за счет взносов от компаний Юрия Косюка. Косюк – бизнес-партнер Порошенко, первый заместитель главы администрации президента в 2014 году, один из крупнейших украинских олигархов. Его агрокомпании получали щедрые дотации из госбюджета в предыдущем политическом цикле.
Компании Косюка финансировали лоббизм не напрямую, а через общественную организацию "Фонд поддержки реформ в Украине", которая заказывала лоббистские услуги у BGR Group для Национального совета реформ при Администрации президента Украины. Как утверждает пресса, суммарные вложения компаний Косюка составили 600 тыс. долларов.
"Группа поддержки"
Плотно работает Порошенко с европейской стороной, для обретения лоббистов контактируя с целым рядом представителей европейского истеблишмента. Ведь они могут повлиять на центры принятия решений на Западе и надавить на украинскую власть в вопросе сохранения неприкосновенности экс-президента.
К условной "группе поддержки" Порошенко относятся завершающий свою каденцию глава Совета ЕС Дональд Туск, генсек НАТО Йенс Столтенберг, экс-генсек НАТО и бывший советник Порошенко Андерс Фог Расмуссен и верхушка крупнейшей в пределах Старого света Европейской народной партии (ЕНП – объединение христианско-демократических и правоцентристских политических сил – прим. автора).
Хорошие отношения поддерживает Порошенко и с евродепутатами и истеблишментом прибалтийских республик. Это, помимо идеологических аспектов, укладывается в логику интересов бывшего президента, владеющего фабрикой Roshen в Клайпеде.
Большинство прибалтийских политиков готово, исходя из своих убеждений, абсолютно искренне адвокатировать "главного оппонента Владимира Путина" в СМИ и на международных площадках. В принципе, кое-какие плоды тактика Порошенко дает, и в Европе периодически можно услышать мнения, что все уголовные дела, где фигурирует экс-президент, являются политически мотивированным давлением.
Характерно, что его тактику перенял и мэр Киева Виталий Кличко, который всячески пытается сохранить свое кресло. Несколько месяцев назад Кличко встречался с личным адвокатом Трампа Рудольфом Джулиани и экс-министром иностранных дел Австрии Себастьяном Курцом.
В ходе этих встреч, из которых уж очень откровенно "торчат уши" лоббистов, киевский градоначальник затрагивал тему "лишения киевлян системы местного самоуправления". Кличко всячески стремится избежать досрочных местных выборов в Киеве, рассчитывая на помощь внешних сил.
Что сделал Пол Манафорт на Украине?
Безусловно, самым известным лоббистом украинских политиков за рубежом является Пол Манафорт – экс-политтехнолог Трампа, который ныне пребывает в местах лишения свободы по обвинению в отмывании денег. Широкой публике имя Манафорта стало известно благодаря преданию огласке истории с так называемой "черной бухгалтерии" Партии регионов, возглавляемой Виктором Януковичем.
Согласно опубликованным данным, Манафорт получил от этой партии 12,7 млн долларов, что и стало поводом для скандала и ухода политтехнолога из штаба Трампа. Работая на Януковича и Партию регионов, Манафорт справился с поставленными перед ним задачами, придав своим заказчикам "европейского лоска" и улучшив их имидж на Западе.
В дальнейшем Манафорт работал на "Оппозиционный блок" (был сформирован в 2014 году из осколков Партии регионов; в дальнейшем с отдельными политиками из этой политсилы работали американские специалисты из ClearPath Strategies – прим. автора).
Согласно ряду сведений, Пол Манафорт принимал участие в избирательной кампании Порошенко в 2014 году – например, об этом заявлял Рик Гейтс, деловой партнер Манафорта в ходе судебных заседаний по делу последнего.
Большие гонорары манят зарубежных лоббистов, консультантов, политтехнологов на Украину. Нынешний политический цикл едва ли станет исключением. Даже если Курт Волкер – чью деятельность на украинском направлении сейчас будут пристально изучать в рамках попыток инициировать импичмент Трампа – разделит судьбу Пола Манафорта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.