Всемирная торговая организация в 1995 году заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое действовало с 1947 года. Основная цель работы организации заключается в либерализации международной торговли и урегулировании торгово-политических споров. ВТО действует на основе таких принципов, как предоставление странами — участницами режима наибольшего благоприятствования, разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров, а также гласность торговой политики. Последний пункт включает в себя открытую публикацию законов и правил, регулирующих внешнеторговую деятельность. На сегодняшний день членами организации являются 164 государства, которые контролируют 97% мировой торговли.
Официальный протокол о принятии России в ВТО был подписан 16 декабря 2011 года, напоминает телеканал RT. После ратификации документа 22 августа 2012 года РФ стала 156-м членом организации.
«Для нас принципиально важно поддерживать статус ВТО как именно торговой организации. Проблемы в отношениях между странами были, есть и, к сожалению, будут. Развитие торговли может реально помочь их решению», — приводило агентство Интерфакс слова занимавшей тогда пост главы Минэкономразвития РФ Эльвиры Набиуллиной. Это заявление было сделано во время выступления на министерской конференции ВТО в Женеве в 2011 году.
Большие надежды
Вступление России в ВТО представляло собой целую эпопею — стремясь оказаться в числе избранных, Москва вела переговоры о членстве в организации на протяжении 18 лет — с 1993 по 2011 год (в 1993—1994 годах речь шла о присоединении к ГАТТ). Дольше РФ в организацию пытался войти только Алжир.
Споров вокруг присоединения было немало. Одни аналитики утверждали, что максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от соглашения будет равна $23 млрд в год, при этом стране якобы придётся отдать часть своего рынка, равную примерно $90 млрд в год. Эксперты-оптимисты предсказывали рост ВВП как минимум на 3%, настаивая на том, что участие в организации открывает не только экономические, но и политические перспективы. Эта группа специалистов ожидала более благоприятных условий для поставок отечественных товаров на зарубежные рынки, повышения их конкурентоспособности в результате роста импорта, доступа российских инвесторов к международным проектам и привлечения инвестиций для развития внутреннего производства.
«Мы решили это сделать не только из престижных и политических соображений, но и потому что считали, что мы от этого будем получать выгоду, — подчеркнул в разговоре с RT профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. — Когда вы член ВТО, вас не могут не пустить на рынок, если же страна вне ВТО, то её могут не пустить на рынок без объяснения причин. Свободный доступ на мировые рынки — вот смысл членства в ВТО».
Известно, что на момент вступления в организацию Евросоюз ввёл в отношении российских производителей 94 торговых ограничения. При этом 86% совокупного товарооборота России приходилось как раз на страны, подписавшие соглашение, и для того, чтобы быть полноправной участницей мирового рынка, России был необходим членский билет.
«Все проблемы — внутри»
Первые результаты не заставили себя ждать: проявилась общая для всех государств — участниц ВТО тенденция — чтобы выиграть, необходимо конкурировать. Повысить объёмы экспорта удалось в тех сферах, где производство уже было более эффективным, чем у конкурентов за рубежом. Зато в отраслях, которые нуждались в поддержке, напротив, отметился рост импорта.
По данным Центра международной торговли, после присоединения России к ВТО экспорт одежды и обуви вырос на 26%, продовольствия — на 5%, металлов и изделий из них — на 8,1%, а машин и оборудования — на 23%. Зато об ущербе от снижения пошлин заявили представители сельского хозяйства. Например, пришлось существенно уменьшить ставки на импорт свинины — с 15% до нуля. В результате импорт дешёвой свинины из Европы резко вырос, опустив цены на эту продукцию в России на 30%. В то же время себестоимость производства отечественной свинины увеличилась из-за дорогих кормов. Похожая ситуация сложилась и в области рисоводства. После того как ставка на ввоз зерна в Россию снизилась почти в три раза, полки магазинов оказались заполнены импортным рисом.
Однако сегодня эксперты утверждают, что подобные негативные последствия не были напрямую связаны с ВТО. Напротив, Россия вступала в соглашение на довольно выгодных условиях, выторговав для себя поддержку сельского хозяйства на уровне $9,5 млрд в год, что более чем в два раза превышает стандартные правила. Тем не менее, несмотря на предоставленную фору, в 2012—2013 годах бюджет выделял в этот сектор в два раза меньше денег.
«Проблема была в нашем бюджете, а не в том, что нас ограничивало членство в ВТО. Если пройтись по всем направлениям, то нет у нас таких отраслей и секторов, которые бы пострадали. Все проблемы — внутри нашей экономики», — рассказал RT Портанский.
Это мнение разделяет и советник председателя Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров. Он отмечает, что предположение, будто снижение таможенных пошлин подавило отечественных производителей, ошибочно.
«Это неверно по сути своей, — объяснил RT эксперт. — В 2014 году, когда начались существенные изменения валютного курса, российский импорт из-за границы упал почти на 40%, а в 2015 году — почти на 50%. При снижении таможенных пошлин с 2012 по 2014 год этого не происходило. Иными словами, в наших условиях валютный курс играет куда большую значимость для защиты внутреннего рынка, нежели таможенные пошлины. И те трудности, которые возникали в развитии нашей экономики, с большой натяжкой можно связать с теми обязательствами, которые мы взяли при присоединении к ВТО».
В трудное время
Нельзя не отметить, что вступление России в ВТО совпало со сложным периодом в мировой экономике. По данным анализа Центра экономических исследований РИСИ, темпы роста в развитых странах тогда существенно замедлились, что снизило спрос на сырьё, являющееся основой российского экспорта. В частности, ВВП еврозоны в 2012 году упал на 0,6%, внешнеторговый оборот в первой половине 2013 года составил $413,4 млрд США, снизившись на 0,8%.
За первое полугодие 2013 года российский экспорт составил $252,5 млрд, что на 3,8% меньше показателя предыдущего года. И хотя цены на сырую нефть остались на достаточно высоком уровне ($102—103 за баррель), по сравнению с аналогичным периодом 2012 года они упали на 4,9%. Практически на все другие сырьевые товары российского экспорта падение цен составило от 7% до 14%. В итоге в первом полугодии 2013 года российский ВВП вырос всего на 1,4% в годовом исчислении (по сравнению с 4,8% — в аналогичный период 2012 года). Тогда этот показатель стал самым низким из всех стран — членов БРИКС.
По словам Алексея Портанского, во многом проблема крылась в экономической модели, основанной главным образом на эксплуатации сырья. «В современных условиях, особенно после кризиса 2008 года, у нас резко упали показатели внешней торговли, и стало абсолютно очевидно, что прежняя модель экономики совершенно бесперспективна», — подчеркнул эксперт.
Лучшее впереди?
«К сожалению, пока нельзя сказать, что Россия использует в полной мере возможности, которые даёт ей членство (в ВТО. — Ред.), — поделился с RT главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик. — Тем не менее вступление было целесообразным, оно позволило России проводить более независимую и более активную политику по заключению внешнеторговых альянсов и более активно работать на направлении региональной интеграции».
Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на определённые трудности, вступив в ВТО, Россия улучшила условия доступа своей продукции на иностранные рынки, расширила возможности для зарубежных инвестиций, увеличила конкурентоспособность своей продукции.
«Хотя были сняты дискриминационные ограничения по целому ряду направлений, речь пока не идёт о масштабных выгодах, которые мы могли бы получать, резко нарастив экспорт готовой продукции, ибо мы пока в достаточном количестве её не производим. Поэтому по прошествии пяти лет мы ещё в полной мере не ощутили всех тех преимуществ, которые даёт нам членство в ВТО», — заключил Портанский.