Спор за контору: Евросоюз думает, кому отдать все свои "грязные деньги"

Эстония благоразумно не присоединилась к Латвии и Литве в их попытке заполучить себе новое могущественное агентство Евросоюза.

В Брюсселе развернулась нешуточная подковерная борьба между несколькими европейскими столицами за право разместить у себя штаб-квартиру нового ведомства Евросоюза.

В июле было заявлено о создании специального агентства по борьбе с отмыванием "грязных денег" с очень "вкусным" бюджетом и полномочиями.

Заполучить себе хотя бы одно, а лучше несколько подобных учреждений общеевропейского значения стремятся многие страны альянса, поскольку всевозможные агентства, бюро и офисы союзного подчинения приносят немалый доход национальным бюджетам, а, кроме того, повышают статус государства-хозяина.

Так что в ожесточенной конкуренции между желающими предоставить штаб-квартиру агентству "грязных денег" (AMLA) нет ничего удивительного. В качестве наиболее вероятных победителей заочного конкурса называют, конечно, Францию, Германию и Италию, уже приютивших у себя не одно общеевропейское ведомство.

Но поучаствовать в нем захотели еще три столицы, имеющие значительно меньше шансов на успех. Брюсселю неоднократно и на протяжении многих лет пеняли на то, что в процессе, называемом в Евросоюзе децентрализацией власти альянса, то есть при распределении штаб-квартир (и, соответственно, денег) агентств по союзным странам, он избегает стран Восточной Европы.

Предполагается, что на волне очередного такого скандала Польша в свое время смогла выбить себе службу европейской пограничной и береговой охраны Frontex.

Причины конфликта сателлитов США со странами "старой Европы" >>>

Однако это лишь один из немногих прецедентов. Например, единственной страной Балтии, заполучившей себе общеевропейскую "контору" стала Литва, где расположен Европейский институт гендерного равенства.

Это, конечно, не такой солидный, богатый и могущественный орган, как  организация контроля банковской деятельности или агентства контроля качества продуктов питания, но хоть что-то, дающее дополнительные рабочие места с очень хорошими зарплатами и налоговые поступления в национальный бюджет.

Рига и Вильнюс загорелись схватиться с международной преступностью

В последний раз "драка", подобная той, что происходит сейчас в Брюсселе из-за агентства борьбы с отмыванием грязных денег, случилась четыре года назад в момент распределения ведомств, находившихся в Великобритании. Она была вынуждена расстаться с ними, поскольку, как известно, покинула состав Евросоюза.

Решение было принято фактически за закрытыми дверями и в результате престижное Европейское агентство лекарственных средств переехало в Амстердам, а гроза частных банков Европейское банковское управление отправилось в Париж.

Еще три страны, пожелавшие разместить у себя офис Европейского агентства по противодействию отмыванию денег (а их по европейским банкам циркулируют многие миллиарды), финансового, так сказать, сторожевого пса альянса, наделенного наднациональными полномочиями и априори чрезвычайно могущественного, это Австрия, Латвия и Литва.

И если по поводу первой удивляться особо не приходится, то участие в неофициальном конкурсе двух стран Балтии стало для всех немалым сюрпризом.

Как в Латвии деньги на борьбу с коррупцией уходят в никуда >>>

Остается только радоваться, что у третьей прибалтийской республики, Эстонии, хватило здравого смысла и осмотрительности (хочется надеяться, что сказались именно эти качества), не влезать в эту свалку. А потому ей не придется слышать то, что уже говорят и пишут о соседних с ней странах по поводу этой истории пронюхавшие о "тендере" европейские издания.

Кости Риге и Вильнюсу перемывают именно в связи с тем, с чем и должны были – припоминают самое громкое за последние годы разоблачение и скандал из-за сомнительной деятельности прибалтийских "дочек" скандинавских банков, уличенных в содействии отмыванию подозрительных, а то и откровенно криминальных средств, поступавших из России, Азербайджана, Молдавии.

Скандалы и "утечка" денег не мешают: как скандинавский капитал оседает в Прибалтике >>>

А Рига, помимо всего прочего, еще оказалась в центре "персонального" скандала, когда три года назад власти США обвинили третий по величине латвийский банк, ABLV, в отмывании денег, да еще и связанный с северокорейской оружейной программой, что привело к краху банка.

Шансы Германии на победу в конкурсе намного предпочтительнее

Других участников конкурса тоже есть, конечно, чем попрекнуть. Так, недавно немецкая полиция врывалась в федеральные министерства финансов и юстиции, сотрудники которых в связи с одним масштабным расследованием заподозрены в утаивании от правоохранительных органов Германии документальных доказательств отмывания денег.

Но разница в немецкой и прибалтийских историях с "грязными деньгами" состоит в том, что полиция Германии что-то расследовала, разоблачала, куда-то врывалась, кого-то обыскивала и задерживала. А дело об отмывании средств в скандинавских банках, контролирующих финансовый рынок стран Балтии, как известно, вскрылось вовсе не благодаря бдительности и решительности местных правоохранительных органов, а под давлением извне.

Что доказывает неспособность (во всяком случае, на тот момент) местных властей и органов контроля пресекать незаконную деятельность частных банков. Некоторые из которых располагают активами, намного превышающими не только госбюджет, но и сумму валового внутреннего продукта всех трех стран Балтии.

Как новая инициатива Еврокомиссии осложнит жизнь теневой экономике >>>

Справиться с небольшими местными коммерческими банками или, скажем, с сотрудниками российских средств массовой информации, ложно обвиненных местными правоохранительными органами в нарушении статей уголовных законодательств об отмывании денег и финансировании терроризма, страны Балтии еще как-то могут, но замахнуться на северных финансовых гигантов им не по плечу.

И это, надо думать, в Брюсселе учтут и припомнят. Не поможет даже участие в принятии решения о будущем месторасположении нового агентства вице-президента Еврокомиссии, представителя Латвии Валдиса Домбровскиса.

Появление агентства AMLA, намеченное на 2023 год, означает, что ему будет передано подразделение по борьбе с отмыванием денег Европейского банковского управления, то самое подразделение, что "спустило на тормозах" некрасивую историю с дискредитацией скандинавских банков в странах Балтии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.