Договоренность глав крупнейших экономик мира о введении минимального налога на прибыль компаний в размере 15% может негативно сказаться на Эстонии.
Дело в том, что налог на прибыль компаний в Эстонии взимается только при ее выплате в виде дивидендов, которые предприятия не обязательно распределяют ежегодно. Если минимальный налог на прибыль будет утвержден, крупные компании потеряют стимул размещать свои дочерние фирмы в Эстонии.
Эстония намерена потребовать у Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ввести исключения для тех предприятий, которых может коснуться корпоративный налог, чтобы они остались в правовом поле эстонской налоговой системы и за это не последовало бы налогового наказания в другой стране. В Эстонии сейчас можно не вынимать прибыль из оборота и, соответственно, не платить походный налог на ежегодной основе.
Бывший министр финансов Айвар Сыэрд считает, что компромиссным решением для такого исключения мог бы быть срок в четыре года. Бывший министр финансов Мартин Хельме подчеркивает, что это исключение позволило бы Эстонии не менять свою налоговую систему.
Еще одной проблемой для Эстонии может стать сложность налоговых расчетов, потому что стране регистрации материнской компании придется применять определенные механизмы для избежания двойного налогообложения.
На европейском уровне разработанную ОЭСР реформу страны-члены ЕС должны одобрить единогласно, иначе она не вступит в силу, и в теории Эстония может блокировать этот процесс.
5 июня лидеры стран G7 договорились о введении минимального налога на прибыль компаний в размере не менее 15% для корпораций с годовой выручкой свыше 750 млн евро. Речь идет, прежде всего, об IT-гигантах, таких как Apple, Amazon, Facebook и Google. Теперь соглашение должно быть утверждено в июле на встрече G20.