Любителям американского бурбона, апельсинового сока и арахисового масла следует приготовиться к новому повышению цен на традиционные "брендовые" товары из США. С началом лета импортные пошлины на них повысятся в два раза. Торговая война между США и Евросоюзом продолжается, несмотря на взаимные уверения в дружбе и укреплении сотрудничества.
Бывший президент США Дональд Трамп в марте 2018 года ввел повышенные тарифы на ввоз в страну стального проката и алюминия, объяснив эту меру необходимостью защиты государственной безопасности. Которую, как пояснял тогда Вашингтон, подрывают, в том числе и европейские конкуренты-экспортеры, разрушающие своей продукцией американскую сталелитейную промышленность.
В ответ Евросоюз ввел повышенные импортные пошлины на американские товары, оговорив эту меру еще и тем условием, что пошлины автоматически будут повышены в два раза с 1 июня, если "американцы не одумаются".
Начало лета уже не за горами, но очевидных и недвусмысленных признаков потепления в торговых отношениях трансатлантических партнеров пока не видно. Евросоюз ждет, что скажет администрация нового президента США Джо Байдена, а та как бы довольно неторопливо разбирается с наследством бывшего президента Трампа и, кажется, не собирается отказываться от всех "достижений" предшественника.
Брюссель ожидает жеста доброй воли от Вашингтона
Список попавших под санкции ЕС традиционных американских товаров был с особой тщательностью составлен еще в Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера с таким расчетом, чтобы сделать максимально неприятно именно тем штатам, сенаторы которых в 2018 году поддержали намерение Трампа ввести повышенные тарифы на европейские металлы. Еще одним критерием отбора "жертв" была их особая ценность для американцев, повышенное значение для их чувства национальной гордости.
Мотоциклы Harley-Davidson, джинсы, виски бурбон, апельсиновые соки, арахисовое масло, морские яхты – это фактически перечень самых известных товарных символов США, экспортировавшихся в Европу ежегодно на общую сумму в 3,2 миллиарда долларов.
Потом были и другие санкционные списки, по разным поводам и разной общей стоимостью, но этот, "стальной", стал чем-то большим, чем "пропорциональные ответные санкции" – это был ответ насмерть обиженной пренебрежением и "предательством" общих ценностей Европы. И Брюссель не намерен, насколько можно судить по отрывочным заявлениям официальных лиц, отменять или приостанавливать санкции до тех пор, пока Вашингтон не откажется от тарифов на сталь и алюминий.
Ну а новая администрация США, похоже, сделать этого не может по вполне объективной причине – тарифы выгодны экономике страны, нравятся производителям стали и алюминия, их рабочим и профсоюзам. Не похоже, отмечают многие американские обозреватели, что команда нового президента готова рискнуть вызвать у всех этих людей недовольство, которое неизбежно станет результатом отмены тарифов на иностранные сталь и алюминий.
Выдвинутая президентом Джо Байденом на пост торгового представителя США Кэтрин Тай говорила на слушаниях в финансовом комитете Сената, что "поддержка сильной стальной индустрии США потребует эффективных действий против глобального перепроизводства стали" и что новая администрация Белого дома "продолжает рассмотрение применения" тарифов на сталь и алюминий.
Министр торговли США Джина Раймондо заявила недавно, что "[...] данные свидетельствуют об эффективности этих тарифов" и что правительству еще предстоит решить, какие тарифы имеет смысл сохранить.
Обе дамы говорили в основном о торговых взаимоотношениях с Китаем, но повышенные тарифы на металлы вводились одновременно и для европейцев, так что сказанное в равной мере относится и к ним. Не прозвучало пока даже намека на то, что Вашингтон собирается отменить пошлины на продукцию европейских производителей стали и алюминия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.