"Всем карабкаться и барахтаться". Экономика Эстонии еще долго будет выбираться из ямы

Департамент статистики Эстонии сообщил, что ВВП страны за прошедший год сократился на 2,9% по сравнению с 2019 годом. Эстонский экономист Леонид Цингиссер считает, что и в нынешнем году не стоит ожидать реального экономического роста.

В разговоре в Baltnews эстонский экономист Леонид Цингиссер заявил, что на фоне экономического кризиса, сокращения внутреннего валового продукта на душу населения в Эстонии в 2021 году реального экономического роста ожидать не приходится.

"Я не вижу никакого экономического роста, по крайней мере, до конца этого года. Драйвером экономики после ухода из Прибалтики транзита стал туризм – отели, транспортные перевозки, в частности, паромные, рестораны и так далее. Однако ни о каком спаде заболеваемости COVID-19 говорить не приходится, напротив, на данный момент в Эстонии очень непростая ситуация с распространением коронавируса. Следовательно, туристический сектор еще не скоро выйдет из кризиса. Кажется, экономический рост сегодня продолжает наблюдаться лишь у производителей средств защиты – масок, дезинфекторов…" – заявил Цингиссер.

Он обратил внимание на необходимость отличать реальный рост экономики от статистического: "Я думаю, возможен лишь статистический рост экономики за счет печатания денег, инфлирования евро. В еврозоне уже был напечатан практически триллион. То есть количество денег увеличивается, а суммарное количество товаров и услуг – нет, следовательно, мы будем наблюдать увеличение цен на товары и услуги".

Экономист подчеркнул, что не разделяет оптимизма правительства Эстонии: "Ученый совет при правительстве прогнозирует дальнейшие модели экономического развития. Согласно прогнозам, улучшений можно ожидать лишь в июне. Однако стоит сюда прибавить также время инерции выхода из кризиса, и получается, что до конца года никакого экономического роста точно не будет".

Леонид Цингиссер также отметил, что в будущем никакого экономического прорыва в Эстонии не намечается.

"В Эстонии – сервисная экономика. Сейчас реальный сектор не работает, уровень производства низкий и неконкурентоспособный при всех этих европейских нормах. Продолжатся евродотации, которые поступают в Эстонию на протяжении последних лет десяти и составляют около 10% бюджета. По мере того, как эпидемиологическая ситуация будет улучшаться, будет восстанавливаться туристическая сфера и все, что с ней связано, соответственно, мы сможем наблюдать реальный экономический рост", – заключил Цингиссер.

В понедельник, 1 марта, Департамент статистики Эстонии сообщил, что ВВП страны за прошедший 2020 года сократился на 2,9% в сравнении с 2019 годом. По данным департамента статистики наиболее заметен экономический спад в обрабатывающей промышленности, торговле, а также секторе гостиничных услуг и предприятий общественного питания.

Потребление товаров и услуг частными клиентами сократилось на 2,5%, от кризиса заметно пострадала и внешняя торговля. Расходы правительственного сектора увеличились в прошлом году на 3,6%, в основном за счет выросших затрат на здравоохранение.