В Swedbank ожидают снятия большинства ограничений во втором квартале 2021 года, что повлечет восстановление экономики, в первую очередь – за счет сектора услуг. При этом экономический рост поддерживается денежно-кредитной политикой центральных банков и стимулирующей фискальной политикой правительств.
Снижение ВВП Эстонии в 2020 году было одним из самых низких в Европе, что показывает устойчивость ее экономики к сильным потрясениям. В Swedbank насчитали 2,7% падения ВВП и предсказали восстановление экономического роста Эстонии до 3,1% в 2021 году и возврат в постоянных ценах ВВП к докризисному уровню – в последнем квартале текущего года.
О чем молчит статистика
Экономист Леонид Цингиссер заявил, что не разделяет оптимизма аналитиков в отношении экономического роста, потому что такой рост не будет объективным, и поделился расхожей шуткой экономистов: "Есть несколько способов введения в заблуждение. Один из них называется статистика".
"Сейчас бурно вливаются новые деньги в экономику: Евросоюз напечатал 750 млрд – чуть меньше триллиона евро была эмиссия, американцы заявляли что-то порядка 4 трлн, но в результате было напечатано около 2,5 трлн долларов. Это огромные денежные массы, не имеющие под собой покрытия", – отметил Цингиссер.
По его словам, это делается для того, чтобы вызвать искусственную стимуляцию экономики. Создается иллюзия ожившего денежного обращения и роста. А на самом деле это арифметический рост за счет всплеска потребления.
Товары и услуги в своем количественном и качественном измерении "в разы не скакнут, много денег осядет в недвижимости, бюджет получит налоги за счет оборота средств". Однако сами деньги будут обесцениваться, и за временным всплеском снова наступит спад, потому что невозможно держать экономику только за счет стимуляции потребления. Да и любой объективный спрос имеет свои границы.
При этом, отметил экономист, свободные деньги в Эстонии есть и без дополнительных вливаний. Статистика показала, что осенью 2020 года на банковских счетах эстоноземельцев "были побиты рекорды вкладов – столько вкладов никогда не было".
"На банковских счетах у людей и предприятий в качестве вкладов, текущих счетов и депозитов находится больше 9 млрд евро. Если бюджет Эстонии 13 млрд, то около 9 млрд просто стоят мертвым грузом", – заключил Цингиссер.