Пандемия может вынудить богатых начать раздавать деньги бедным

© Sputnik / Михаил Кутузов

Глобальный коронавирусный кризис изменит представления о деньгах, справедливости и роботах, а Эстонию может вернуть к решению вопроса базового безусловного дохода.

Депутатам эстонского парламента, вероятно, придется вскоре вернуться к обсуждению предложения об учреждении базового безусловного дохода, которое было отвергнуто по неубедительным причинам пару лет назад. Тенденции развития мировой экономики, ускоренные пандемией нового коронавируса, указывают на то, что раздача денег населению может стать неизбежным результатом перемен в развитых государствах.

В сентябре 2019 года парламентская комиссия Эстонии по социальным делам почти что в шутку обсуждала предложения учредить в стране так называемую зарплату гражданина – минимальные ежемесячные выплаты всем обладателям синих паспортов граждан республики в отдельных волостях.

Валерий Сайковский: ближайшие 3-4 года говорить о безусловном базовом доходе в Эстонии не стоит >>>

Депутаты идею отвергли, назвав безосновательной и непродуманной. Хотя на самом деле нежелание всерьез подумать на эту тему объясняется вполне объективной причиной, то есть отсутствием в казне небогатой страны достаточных средств. Отказ оставил ощущение полного непонимания депутатами предмета разговора. Вероятнее всего, вызванные и ускоренные пандемией экономические и социальные сдвиги вынудят Эстонию вернуться к теме безусловного базового дохода (ББД).

Инициаторы той дискуссии в Таллине ссылались на опыт Финляндии, где в порядке эксперимента двум тысячам безработных в течение примерно года власти ежемесячно выплачивали по 560 евро в качестве так называемого базового безусловного дохода.

Но в умах многих эстонских депутатов слово "безусловный" каким-то образом трансформировалось в понятие "только для граждан", что лишает смысла саму идею выплаты минимальных сумм всем постоянно проживающим в данном городе, регионе или даже по всей стране людям. Всем без исключений и без условий. И не вместо выплат разного рода социальных пособий, как почему-то решили некоторые эстонские парламентарии, плохо знакомые с этой идеей, а в дополнение к ним.

Что, как считают сторонники этого глобального проекта, замедляет нарастание социального неравенства, повышает покупательскую способность населения (то есть стимулирует розничную торговлю и бизнес в целом), препятствует обнищанию наиболее уязвимых в финансовом плане групп населения и, помимо всего прочего, снижает уровень преступности.

Опыт Финляндии и нескольких городов в Соединенных Штатах, где идею безусловного базового дохода в 500 ежемесячных долларов продвигает специально созданное сообщество мэров, доказывает, что, вопреки мнению скептиков, раздаваемые без всяких условий и всем подряд деньги, как правило, не тратятся на алкоголь и наркотики, и не снижают заинтересованность в поиске работы у нетрудоустроенных людей.

© Baltnews
Зимний Таллин. Плакат с требованием соблюдать дистанцию и носить маски

Чем богаче страна, тем популярнее идея ББД

В отличие от Финляндии, как сообщало среди прочих изданий агентство Bloomberg, в США ББД выплачивает не федеральная казна или казна штата, а специально созданные фонды, пополняемые добровольными взносами отдельных предпринимателей и недоходных организаций.

Ожидается, что уже в этом году количество городов, где найдет применение система "бесплатной раздачи денег", увеличится как минимум до пары десятков. Что доказывает популярность и успех проекта, начинавшегося как благотворительная акция всего в одном городе, в калифорнийском Стоктоне, и нашедшего особенно широкую поддержку у финансовых доноров на пике пандемии.

Многие состоятельные предприниматели сочли необходимым и полезным для себя поделиться своими доходами в тяжелое время кризиса.

"Никто не говорит банкам, как использовать те деньги, что они получают в виде помощи (во время коронавирусного кризиса), никто не указывает компаниям, как использовать их деньги, когда власти спасают их", – цитировали американские издания одного из мэров, состоящих в сообществе "Мэры за гарантированный доход".

Не стоит думать, что система гарантированных, безусловных ежемесячных выплат придумана и работает исключительно из альтруистических, гуманных соображений состоятельной части населения США, жертвующего немалые суммы в городские фонды ББД.

Разумные предприниматели, естественно, заинтересованы в стабильном финансовом положении населения и в отсутствии напряженности, вызываемой нарастающим социальным неравенством. Которое обостряется в результате пандемии, вызванным ею катастрофическим экономическим кризисом и теми переменами, которые принесет в глобальную экономику тяжкий опыт нашествия коронавируса.

Взносы в фонды безусловного базового дохода – невысокая цена за безопасность и стабильность. Набравшие за время кризиса неимоверных долгов правительства вряд ли смогут себе позволить раздачу денег населению, так что это бремя, по идее, следует возложить на себя представителям той немногочисленной группы людей, что имеют максимальные доходы.

Роботы и компьютеры не боятся коронавируса

К числу перемен, которые инициирует или ускорит пандемия, экономические обозреватели относят повышение темпов роботизации промышленности и широкого применения дронов в качестве транспорта. Роботы и компьютеры с искусственным интеллектом, как известно, человеческими болезнями не болеют, в соблюдении социальной дистанции не нуждаются, и наличие антител в крови их совершенно не волнует.

А потому, в случае следующей пандемии, промышленникам не придется останавливать массовые производства, что окупит затраты на разработку и приобретение новых роботов. Но резкое увеличение их количества неизбежно приведет к массовым увольнениям, так сказать, живых работников, что, в свою очередь, будет способствовать обнищанию значительного количества людей, не имеющих востребованной в новых условиях профессиональной подготовки, к росту социальной напряженности и к беспорядкам.

ББД в дополнение к пособиям по безработице очень бы в этом случае пригодился.

Пандемия и локдауны заставили миллионы людей в развитых странах запереться в домах и квартирах, ограничив, в том числе, и автомобильные поездки и тем самым резко снизив доходы нефтеперерабатывающих корпораций. Почти виртуальная угроза "падения" углеводородной глобальной экономики из-за массового перехода развитых стран на электрический транспорт вдруг обрела реальные черты. Пандемия наглядно продемонстрировала, как это будет выглядеть, когда значительная часть населения откажется от двигателя внутреннего сгорания.

Как выяснилось, выглядеть это будет крайне неприятно для транснациональных нефтяных корпораций и государств, живущих за счет экспорта нефти. А если учесть, что само возникновение пандемии связывают с потеплением климата, популярность "зеленых" идей в массах обязательно возрастет, а с ней ускорится (уже ускорился) и темп прироста спроса на электромобили.

Выводы в глубинах углеводородного мира обязательно будут сделаны. Его корифеи уже не смогут притормозить электрификацию транспорта, так что перемены неизбежны. А с ними начнутся и сокращения количества людей, занятых в добыче и переработке нефти, в торговле нефтепродуктами и в смежных секторах экономики, где сейчас заняты миллионы работников. Что опять же может вызвать социальные волнения и нестабильность.

Всем этим людям надо будет дать денег и надежду на новую жизнь. Богачам очень рекомендуется начинать делиться.

Особенно если они хотят иметь надежный тыл в прогнозируемом ожесточении трений с бедными странами, которые вследствие пандемии станут еще беднее, голоднее и злее.

И еще "немного" тревожных экономических прогнозов

Люди в условиях локдаунов не только стали реже пользоваться автомобилями, но и практически прекратили дальние поездки, как туристические, так и деловые. Что обанкротило многие авиакомпании, сделав безработными их сотрудников, но обогатило продавцов программного обеспечения и оборудования для онлайн-встреч и виртуальных массовых мероприятий.

Информационный щит о тестировании на коронавирус в Таллинском аэропорту

Нет никаких оснований считать, что после завершения пандемии количество деловых поездок возобновится в прежних масштабах – опыт пандемии продемонстрировал отсутствие особой необходимости во многих командировках для переговоров, которые, как оказалось, можно эффективно и дешево проводить посредством ускоренно развивающихся онлайн-технологий.

Выяснилось также, что зачастую нет никакой нужды держать большое количество людей в помещениях служебных офисов – работники вполне справляются со своими обязанностями, трудясь удаленно, из собственных квартир. Надо думать, масштабы такой практики не сократятся с завершением пандемии, что снизит спрос на аренду производственных помещений и, соответственно, объемы возведения новых офисных зданий, то есть тысячи строительных рабочих останутся без работы.

Вот такие вот неоднозначные глобальные последствия пандемии прогнозируют многие экономисты-аналитики.

Они обещают также вторичный кризис лет через пять, когда скажется инфляция, возникшая из-за масштабных вливаний средств аварийной помощи бизнесу и банкам, и "выдохнутся" компании, держащиеся сейчас на плаву лишь благодаря беспрецедентной финансово-налоговой помощи правительств.

Что тоже вызовет всплеск безработицы. Все эти грядущие "радости" необратимо изменят мировую экономику, налоговую политику и общий взгляд на перераспределение денег. Под последним подразумевается, в частности, и немыслимая сейчас для многих бесплатная и поголовная раздача купюр, минимальных сумм, способных предотвратить максимальные проблемы, по сравнению с которыми сама пандемия покажется "цветочками".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.