Депутаты Европейского парламента на пленарном заседании 17 декабря большинством голосов согласовали новый бюджет альянса. Затянувшаяся из-за истории с польско-венгерским вето процедура утверждения распределения расходов и доходов на следующую семилетку практически завершена.
Одной из тех особенностей нового бюджета, которую отмечают практически все обозреватели, стало вымученное депутатами после долгих споров с исполнительной властью Евросоюза решение запретить в будущем сокращать финансирование каких-либо программ или увеличивать выплаты союзных стран для погашения обязательств по кредитам.
Альянс, как неоднократно сообщалось, впервые в своей истории выступает в роли коллективного гаранта по кредитам на общую сумму в 750 млрд евро, которые он берет на финансовых рынках для специального аварийного фонда восстановления экономики после коронавирусного кризиса.
Выплачивать проценты по кредитам и возвращать сами заемные суммы в средне- и долгосрочной перспективе планируется за счет так называемых собственных ресурсов, которые при более тщательном рассмотрении выглядят не такими уж собственными. Речь идет о новых общеевропейских налогах на непереработанную пластиковую тару, на транзакции транснациональных корпораций, цифровой налог на интернет-компании (так уж сложилось, что это преимущественно американские предприятия) и о пограничном углеродном налоге (сборы с экспортируемой продукции тех стран, где недостаточно активно борются с загрязнением атмосферы).
Конкретные суммы и сроки учреждения новых налогов и сборов пока неясны, но разобраться с этим Брюссель полагает в ближайшие два-три года. Нетрудно заметить, что большая часть планируемых финансовых поступлений должна прийтись на кошельки не состоящих в альянсе государств и иностранных предпринимателей. Правда, у дипломатов и юристов есть сомнения и по поводу налога на виртуальный бизнес, и относительно пограничного углеродного налога.
И еще немного на биоразнообразие и женщин
Немаловажным своим достижением депутаты Европарламента считают и дополнительные 15 млрд евро, "выбитые" ими на здравоохранение, науку и молодежные программы. И еще 1 млрд пока полежит в качестве резерва на случай нового кризиса наподобие коронавирусного, но может быть пущен в дело и на иные цели, если масштабная беда так и не случится. С этим миллиардов пока не все ясно – откуда он взялся, и каковы условия его задействования.
Но с учетом всех этих денег общий размер расходной части семилетнего бюджета повысился с 1074,3 млрд до 1085,3 млрд евро.
Часть дополнительных средств, отвоеванных депутатами у исполнительной власти Евросоюза после долгих споров, пойдет на программы поддержки биоразнообразия (то есть на спасение вымирающих животных и растений) и на продвижение идеологии равноправия полов. Приоритет биоразнообразия над равенством женщин немного, конечно, смущает умы, но Европарламент добился от исполнительной власти альянса согласия на то, что будет контролировать соответствие вообще всех финансируемых программ целям продвижения прав женщин и спасения биоразнообразия.
Да и в целом, как сообщают депутаты, они намерены ужесточить надзор над расходованием бюджетных средств исполнительной властью. Как рассказывал Baltnews, выудить дополнительные деньги в виде штрафов из кошельков корпораций, нарушающих европейские правила честной конкуренции.
То есть 11 млрд евро – это запланированные штрафы (и в этом смысле Брюссель очень "надеется" на то, что иностранные и "родные" предприятия будут продолжать попадаться на незаконных рыночных практиках), и еще 4 млрд поступят за счет сокращения расходов на несколько программ, включая, например, оборонную.
Последнее, с одной стороны, вроде бы и хорошо – очевидно, что альянс ни с кем, образно говоря, воевать не собирается, – а с другой стороны, он не планирует и сокращать свою зависимость от НАТО и, следовательно, от американских военнослужащих. Вернее сказать, Брюссель что-то такое насчет "стратегической автономии" планирует делать, но медленно и разборчиво.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.