Эстонские ученые и предприниматели смогут попользоваться суперкомпьютером со "снежным" именем LUMI, который Евросоюз покупает у американцев для размещения в Финляндии.
Поскольку Таллин тоже участвует в этом предприятии, он получит доступ к фантастическим возможностям одной из самых мощных вычислительных машин мира, которая заработает, как ожидается, в середине 2021 года.
Брюссель крайне озабочен отставанием Европы от лидеров мира суперкомпьютеров, США и Китая, и не жалеет средств на покупку чужих машин, а также намерен создавать собственные сверхмашины. В ближайшие четыре года планируется потратить около 8 миллиардов евро на развитие совместного общеевропейского предприятия EuroHPC, то есть создание сети сверхмощных вычислительных машин.
Есть в этой страсти Евросоюза обзавестись несколькими дорогостоящими компьютерами с эксафлопсной производительностью что-то от гордыни и тщеславия, но имеется и трезвый расчет, а также нежелание зависеть от владельцев таких компьютеров и покупать у них машинное время, "даря" попутно технические и военные секреты.
"Снежинка" за полторы сотни миллионов
Суперкомпьютер по имени LUMI (аббревиатура, но с финского и эстонского переводится как "снег" – прим. автора) для финского информационного центра в Каяани, где квартирует международный консорциум, созданный при участии Эстонии для "общения" со сверхмашиной, построит за 144,5 миллиона евро американская Hewlett Packard Enterprise.
Половина доли принадлежит Евросоюзу, вернее, созданному им совместному предприятию EuroHPC, а остальное распределено между странами-участницами консорциума. То есть та же Эстония имеет маргинальную долю в "зонтичном" предприятии, а еще отдельно, побольше, в консорциуме LUMI, где состоят также Финляндия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Исландия, Норвегия, Польша, Швеция и Швейцария.
Так что у эстоноземельцев, представленных в совете консорциума ученым, советником Министерства образования Тойво Ряймом, имеются все основания рассчитывать на свободный доступ к "супермозгу". Было бы что достаточно сложно обсчитывать.
Осенний "обвал" суперкомпьютеров
Неделей ранее, 19 октября, Брюссель анонсировал создание вычислительного центра с суперкомпьютером Leonardo в Италии, в Болонье. А 14 октября объявлено о покупке пока безымянной сверхмашины все у той же американской Hewlett Packard Enterprise для вычислительного центра в Чехии, в Остраве.
Чуть ранее, 1 октября, подписан контракт на поставку суперкомпьютера Vega производства французской Atos для вычислительного центра в Словении. Та же французская корпорация, как сообщалось 29 сентября, создаст машину по имени MeluXina для вычислительного центра в Люксембурге.
Надо думать, еще несколько запланированных машин для вычислительных центров в Болгарии, Португалии и Испании будут заказаны в ближайшее время. Брюссель явно торопится утвердиться в мире суперкомпьютеров, создав сеть таких компьютеров, разбросанных по разным странам альянса, но объединенных в общую сеть. Во всяком случае, такая цель поставлена Брюсселем перед совместным европейским предприятием EuroHPC.
Воспользоваться "дракой" между США и КНР
Как нетрудно заметить, каждая супермашина в силу ее уникальности при создании получает собственное имя и находит свое место в списке самых-самых машин. Евросоюз хотел бы оказаться в первой пятерке владельцев таких компьютеров. Стоит отметить, что после введения США в ходе торговой войны ограничений на поставки в Китай чипов шансы Брюсселя на попадание в группу лидеров-владельцев сверхмашин (но не их создателей) возросли.
Многие полагают, что запрет на продажу современных чипов для китайцев имеет целью помешать Пекину создавать все более мощные супермашины с искусственным интеллектом и таким образом "выбить" их из гонки за обладание "сверхразумом" с его неограниченными возможностями. В этом случае США остаются лидером разработки суперкомпьютеров.
И именно у них Евросоюз покупает самые производительные сверхмашины, а изделия французской, "мушкетерской" Atos заметно уступают американским по мощности.
Что за зверь такой – суперкомпьютер
Зачем нужны эти машины, вправе спросить налогоплательщики, которые в массе своей не способны представить себе число с 18 нулями – столько операций в секунду способен выполнять современный сверхкомпьютер.
Супермашины, как полагают, в частности дали возможность военным отказаться от испытаний новых видов ядерных вооружений, позволив заменить реальные взрывы максимально точными и наглядными компьютерными симуляциями. Надо думать, военные и разработчики новых вооружений остаются ключевыми потребителями времени сверхмашин. Но, конечно, мозги и скорости вычислений суперкомпьютеров нужны и людям вполне мирным.
Такие машины незаменимы для моделирования физических, климатических процессов (например, для прогнозирования погоды), при конструировании самолетов, морских судов, создании материалов с заданными свойствами, они нужны астрономам и физикам, архитекторам, медикам и статистикам. То есть всем, кто сталкивается с необходимостью расчетов с тысячами и миллионами разных параметров. У самих людей, вооруженных обычными "персоналками", на такие вычисления уходят месяцы и годы, а сверхмашина способна все сделать за несколько минут или даже секунд.
Она может, например, в одиночку управлять всеми светофорами континента, одновременно контролируя весь авиатраффик, ставя медицинские диагнозы тысячам пациентов и конструируя новый реактивный двигатель.
А если еще подселить в нее искусственный интеллект, как это планирует сделать Брюссель, то от возможных перспектив просто дух захватывает.
Возможно, его захватывает отчасти еще и от страха перед безграничной властью над техникой и компьютерными системами, которую может получить такая машина, но Евросоюз полон уверенности в себе и своих программистах. Хотя кое-какие меры предосторожности против "восстания роботов" он все же предпринимает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.