Коровам прибалтийских фермеров грозит опасность. На этот раз дело не в скачке цен на говядину и не в недостатке украинских дояров, которых власти не пускают в страну из-за пандемии. На жвачных животных, виновных в выделении метана, отращивает зуб Европейский союз.
И вряд ли животноводов в странах Балтии успокоят сопереживания коллег в других государствах Евросоюза, которым тоже могут потерять часть поголовья скота. Брюссель принимает программу сокращения эмиссии метана в атмосферу.
В основном, речь идет пока о секторе энергетики, но поработать над проблемой метана должно будет и сельское хозяйство.
Пока Евросоюз не особенно спешит обострять отношения с фермерами, которые повадились, чуть что не по ним, приезжать к зданию Европарламента на тракторах и протестовать. Но от разговора о коровах и овцах все равно никуда не деться.
Так как на долю электростанций приходится всего 16% эмиссии метана, свалки отвечают за 28%, а вот сельское хозяйство несет бремя выделения 54% метана. А так как виновны в этом, главным образом, коровы и другие жвачные, то сокращение выбросов газов ради "озеленения" экономики подразумевает в скором будущем отправку части поголовья жвачных животных континента на мясокомбинаты.
В силу естественных, так сказать, особенностей пищеварения эти животные делятся с атмосферой огромным количеством газов, на их долю приходится более 80% всего того метана, ответственность за который возлагается на сельское хозяйство.
"Революция" сметает барьеры ложных приличий
"Зеленая революция" Евросоюза вынуждает откровенно говорить на такие темы, которые прежде городские жители предпочитали обходить стороной, а сельские считали неотъемлемой и естественной, хотя и не самой ароматной, составляющей своей работы.
Но тревога из-за изменения климата вывела на трибуны публичных выступлений политиков, способных спокойно рассуждать о запахах и составах газов, выделяющихся из-под коровьих хвостов. За политиками потянулись и средства массовой информации.
Поговаривают, что точных данных насчет коровьего метана недостаточно для выводов, но исследования проводятся и сведения обобщаются. Не то чтобы человек в этом отношении выглядел намного "благороднее" своего скота, но обсуждение возможностей сокращения популяции людей ради очищения атмосферы вообще не стоит на повестке дня "зеленой революции".
Поскольку это именно люди едят коров, а не наоборот, то им, как высшему звену пищевой цепочки, и решать, кто больше виновен в загрязнении атмосферы метаном. Будущая пища должна быть не только упитанной, плодовитой и добродушной, но еще и дружественной природе в части газообмена.
Активированный уголь повысит цены на молоко
"Зеленые" сочли антиметановую программу Брюсселя слабой и бесперспективной, так как она не содержит конкретных цифр сокращения эмиссии газа в сельском хозяйствен и обязательных требований к фермерским хозяйствам. Но можно не сомневаться, такие требования появятся. Усилиями, надо думать, могучего отряда европейских вегетарианцев и веганов.
Поскольку коровы природоохранной агитации не поддаются, и метаболизм их исправить вряд ли возможно без специальных добавок к кормам (уж не об активированном ли угле речь?), которые резко повысят продукцию животноводства, остается одно – сокращать поголовье жвачных животных.
Нейтрализованную угрозу климату частично съесть, частично законсервировать, а за оставшимися источниками метана строго присматривать, ограничивая приплод.
Далее, следуя уже обдуманной в Евросоюзе на примере борьбы с углеродом схеме, альянс под возмущенные выкрики поставщиков из третьих стран введет "пограничный метановый" налог на импортируемую молочную и мясную продукцию. А вырученные миллиарды пустить на погашение долгов по кредитам, взятым на дело "зеленой революции". Или отдать оставшимся без своих "буренок" фермерам, чтобы они не слишком возмущались.
Если посмотреть с альтернативной точки зрения
Что касается возможного участия Эстонии в борьбе с метаном, то готовность маленькой и небогатой страны Балтии полностью и всецело поддержать европейскую "зеленую революцию" Евросоюза подразумевает, что она согласится и с планами борьбы со всеми парниковыми газами. Насчет овец у прибалтов голова не болит, так как их здесь немного, а вот своими молочными коровами в регионе гордятся.
Но, возможно, есть в этой затее с метаном и положительная сторона, если глянуть на нее с альтернативной точки зрения. Евросоюз как бы подсказывает вечно недовольным животноводам стран Балтии альтернативный способ решения проблемы перепроизводства молока, старения фермеров и нехватки рабочих рук в коровниках.
Поголовье животных можно просто сократить во имя благородной цели снижения эмиссии вредного для климата парникового газа.
Количество эстонских коров все равно снижается из года в год, а производство молока на одну пару рогов растет, благодаря усердию и умениям местных животноводов. Если пустить часть жвачных под нож, чтобы не выделяли чего не надо, остальные, если почувствуют угрозу жизни, наверняка резко повысят удойность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.