Сегодня Европейский союз испытывает давление с самых разных сторон. Пандемия коронавируса не закончилась, регулярно звучат алармистские прогнозы о неизбежности второй волны COVID-19, а общий объем ущерба экономике стран-членов ЕС, вероятно, удастся подсчитать только через несколько месяцев.
Единой Европе пришлось задуматься и о сокращении бюджетов из-за выхода Великобритании из состава ЕС, и об общих приоритетах развития объединения – словом, вполне понятно, почему участникам потребовалось четыре дня дискуссий вместо запланированных ранее двух.
Однако во вторник стало известно, что достичь компромисса все-таки удалось. Как сообщила в Twitter премьер-министр Бельгии Софи Вильмес, "у нас есть соглашение. И это хорошее соглашение с бюджетом на 2021-2027 годы в размере 1,074 миллиарда евро и планом восстановления в 750 миллиардов евро. Европейский союз никогда не решался инвестировать столь амбициозно в будущее". Не скрывал радость и глава Европейского Совета Шарль Мишель: "это были безусловно тяжелые переговоры, которые завершились сильной и хорошей сделкой".
Не сказать, что все государства-члены ЕС были готовы к такому развитию событий. "Бережливые" страны вроде Нидерландов и северных государств еврозоны противостояли таким планам экономического стимулирования, полагая, что государства-получатели помощи попросту беспечно относятся к своим тратам. Им, кстати, удалось сократить общий пакет субсидий, однако и в проигрыше они не остались – планируется, что страны вроде Дании и Швеции получат скидки на свои взносы в бюджет ЕС или возврат их части из общеевропейского бюджета.
Другие же страны могут торжествовать: теперь они смогут получить миллиарды евро на восстановление своей экономики. Италия, скажем, может рассчитывать почти на 28% из 209 миллиардов евро одобренного пакета помощи. Греции была согласована не менее амбициозная сумма. Как признался греческий премьер-министр Кириакос Мицотакис, "мы возвращаемся в Афины с общим пакетом, превышающим 70 миллиардов евро. Это беспрецедентный для нашей страны размер".
Не остались в стороне и страны Восточной Европы, которые определенно испытывали опасения по поводу своего будущего финансирования. Польша, чьи склоки с Брюсселем уже давно были у всех на слуху, получит около 160 миллиардов евро в виде прямых субсидий и кредитов.
Такую щедрость можно понять: на фоне политической турбулентности в Европейском союзе Брюссель совершенно не заинтересован в дальнейшем недовольстве участников и готов предоставлять финансовую помощь в обмен на верность объединению. Не зря, по словам канцлера Германии Ангела Меркель, компромисс был "болезненным, но очень ответственным".
Прибалтийские страны тоже получили повод для радости. Латвия рассчитывает на десять с половиной миллиардов евро, что почти на 40% больше, чем страна имела в рамках бюджета ЕС с 2014 по 2020 годы. "Результат переговоров очень благоприятный для Латвии, правительству теперь предстоит разумно вложить деньги в развитие экономики", – гордился по этому поводу латвийский премьер-министр Кришьянис Кариньш. Литве за 2021-2027 годы поступит на 1,7 миллиарда евро больше по сравнению с предыдущей финансовой перспективой.
Меньше всех получит Эстония – порядка 6,8 миллиардов, однако эстонские фермеры, как и их коллеги из Латвии и Литвы, тоже могут ждать дополнительного финансирования. "Для Эстонии бюджетные переговоры были успешными, и мы можем быть довольны достигнутой договоренностью", – подчеркнул эстонский премьер Юри Ратас.
Кстати, одним из успехов на переговорах он назвал перспективу получения дополнительного финансирования для строительства Rail Baltica – проекта, которому придают важное значение в прибалтийских странах, но реализация которого уже давно испытывает значительные затруднения.
Детали нового плана еще оговариваются, однако стало понятно, что финансовой помощи страны Восточной Европы не лишатся. Понятно, что это лишь предварительное одобрение, понятно, что в условиях экономического кризиса "старшие братья" будут внимательнее проверять реципиентов на предмет целевой траты кредитов и верности европейским ценностям, да и дотации из фонда сплочения уменьшатся.
Как минимум, проекты, принимаемые на уровне национальных правительств и финансируемые из антикризисного фонда, должны будут пройти утверждение Еврокомиссией и Советом ЕС.
Однако на фоне трудностей во время пандемии прибалтийские политики рады и полученному, тем более что всерьез спорить с лидерами ЕС им явно не по силам.
Как заявил президент Франции Эммануэль Макрон, "нет такого понятия, как идеальный мир, но мы добились прогресса". Безусловно, разногласия внутри ЕС были, есть и будут, однако сегодня их удалось пока сгладить. Однако лишь время может показать, насколько эффективными будут эти меры, потому что мало получить деньги – нужно еще и суметь грамотно ими воспользоваться. Особенно в свете того, что проблемы еще не закончились: никто не знает, что ждет Европейский союз в ближайшие годы и хватит ли этих денег для преодоления трудностей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.