Все страны Балтии в полной мере ощутили влияние коронавируса, причем речь идет не только о предполагаемых прямых потерях, но и косвенных. Все они уже объявили о введении режимов чрезвычайного положения (ЧП) и закрыли границы.
Госучреждения закрыты, и все, кто может, переходят на удаленную работу. Не работают кафе, бары, рестораны, спортклубы, театры, музеи, отменены концерты. Учащиеся перешли либо на дистанционное обучение, либо и вовсе ушли на каникулы до начала апреля.
Каковы возможные потери?
Сейчас пока рано говорить об убытках, причиненных эпидемией коронавируса. Тем не менее подсчет уже начался. По оценкам литовских властей, при самом оптимистичном сценарии республика потеряет 0,5–1,5% роста ВВП. В худшем случае экономический рост замедлится до нуля. Это значит, что страна недополучит свыше 2 млрд евро.
В 2019 году ВВП Литвы составил 48,3 млрд евро, а рост на 2020 год прогнозировали в размере 2,4% ВВП. Латвия оценивает свои потери в 1,5% ВВП, Эстония – в 5% ВВП при самом неблагоприятном сценарии. Не исключено, что суммарный ущерб экономикам прибалтийских стран грозит быть равным годовому бюджету одной из них. Предположительно речь может идти о 5,5% – 9 млрд евро.
В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считают, что убытки по всему Евросоюзу могут составить от 0,2 до 1,3% ВВП.
Антикризисные меры
Эстония готовит пакет стимулирующих мер объемом в 1,5–2 млрд евро. Литва планирует выделить 2,5 млрд евро на поддержку экономики.
В Прибалтике также говорят про налоговые каникулы, снижение налогов для отдельных секторов, оплату больничных листов населению, вынужденному находиться дома на карантине. Обсуждается перенос оплаты коммунальных услуг.
Любые меры важны, поскольку население Эстонии, Латвии и Литвы чрезмерно закредитовано, и в случае непредвиденных обстоятельств Прибалтика не сможет выдержать новый ипотечный кризис.
Кто страдает, кто выигрывает?
Основной удар эпидемии пришелся на туристический сектор, терпящий сейчас серьезные убытки. Страдают и авиаперевозчики. Латвийский airBaltic еще до объявления ЧП анонсировал увольнение 250 сотрудников.
Однако есть секторы, которые извлекают из сложившейся ситуации выгоду. Например, выигрывают производители алкоголя, перешедшие на производство средств дезинфекции. Кроме них, повезло службам доставки продуктов. Спрос на их услуги сейчас значительно вырос.
А главной площадкой социальной активности становится интернет. Уже сегодня во всех трех странах заработали платформы по дистанционному обучению, онлайн-тренинги и различные семинары. Выросла интернет-торговля, и появились даже услуги индивидуального фитнес-тренера по видеосвязи.