"Назло бабушке": зачем "Нафтогаз" вредит экономическим интересам Украины

© РИА Новости

Украина согласна на определенное число поставок газа из России, однако "Нафтогаз" выдвинул ряд оговорок, которые, по мнению экспертов, лишь усложняют переговорный процесс.

Об этом в пятницу заявил министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель.

Прошедшую трехстороннюю консультацию Украины, России и Евросоюза министр энергетики РФ Александр Новак отметил как конструктивную. Обе стороны проявили заинтересованность в совместной работе. Но, очевидно, вопрос о процессе транзита российского газа все еще остается поводом для раздумий.

20 сентября Алексей Оржель заметил, что у Украины могут быть "и другие поставщики".

"На Украину могут быть и другие поставщики, не только весь объем может поставляться с российской стороны. С российской стороны может быть не обязательно "Газпром", там есть и другие поставщики – другие компании. Поэтому мы говорим о том, что определенный объем (импорта газа – Baltnews) может быть рассмотрен. Определенный объем мы были бы заинтересованы получить на конкретных основаниях… Но это вопрос консультаций между сторонами", – сказал Оржель во время брифинга.

По оценке министра, украинская сторона ждет перехода на чисто экономические отношения, которые могли бы устроить всех.

"Если мы полностью исключаем политический момент, и нет никакого давления с российской стороны, и мы переходим в чисто экономические отношения, которые взаимовыгодные, то мы будем такое рассматривать", – добавил Оржель.

В случае сохранения прямых поставок из России, подчеркнул министр, цены должны быть фиксированы и привязаны к европейскому рынку.

"У нас есть четкая позиция, что цена, которая будет определяться во взаимодействии с российской стороной, должна быть привязана к европейской цене… Мы пытаемся сформировать, ввести рыночный сигнал в эту систему для того, чтобы не было политической цены. Подчеркиваю: никакой политической цены", – заключил Оржаль.

А вот исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко встречей остался недоволен и призывал к подготовке прекращения транзита российского газа. Об этом он высказался на своей странице в Facebook.

"Как и ожидалось, к переговорам так и не дошли – российская сторона пока не принимает консолидированную позицию европейской и украинской стороны, отказ от выполнения решения Стокгольмского арбитража не может быть предпосылкой начала переговоров по новому контракту на транзит".

В комментарии "Экономике сегодня" преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков подчеркнул, что подобные разногласия отражают отсутствие единства по вопросу транзита внутри Украины.

По мнению Юшкова, попытки Ветрянко отразить якобы собственную позицию Киева бесполезны, так как Брюссель "давит на Украину", и европейцам нужен контракт.

"И когда Витренко говорит о подготовке к отсутствию транзита, ЕС явно не разделяет этих позиций – остаться зимой без газа он явно не готов. На самом деле Витренко стал лишним звеном в договоренностях – вообще неясно, почему он участвует в переговорах", – сказал эксперт.

Более того, Юшков заметил, что после прихода Зеленского ориентация Украины сместилась с США на Европу, а это значит, что переговоры по газу ведет украинское Минэнерго, а не "Нафтогаз".

В данном случае, заключил эксперт, стоит поверить оценке Александра Новака и попросту игнорировать выпады "Нафтогаза".

"Эту компанию вскоре отстранят от управления транзитными мощностями, и этот вопрос полностью будет подконтролен Минэнерго. Витренко пытается демонстрировать свою значимость и плохие позиции РФ на переговорах, но доверять его словам в данном случае уже бессмысленно", – резюмировал Юшков.

Тем не менее, кого Украина видит новым поставщиком вместо "Газпрома", остается неясным. Высказывались предположения, что одной схем взаимодействия станет закупка газа у польской компании PGNiG. Последняя выиграла поданный иск в Суде ЕС, и ограничила права "Газпрома" на использование газопровода OPAL, проходящего по территории Германии и Чехии. В то же время компания продолжает перепродавать российский газ.