По мнению эксперта, несмотря на то, что апелляция для "Газпрома" не обещает быть легкой, решение Суда ЕС необходимо оспорить.
Действия Варшавы, как полагает эксперт, лишний раз отражают общую стратегию США, Польши и Украины, где во главе угла стоит желание американцев не допустить газовый экспорт России в страны Евросоюза и прекратить, по выражению западных экспертов, гегемонию российского газа в ЕС. Это, в свою очередь, откроет ворота на рынки для американского СПГ.
"История неприятная для нас, но здесь нужно сконцентрироваться на том, чтобы найти алгоритм для наших последующих действий и не рассуждать о том, что Евросоюз здесь не прав, и что все это очень несправедливо", – замечает Митрахович.
По оценке эксперта, единственная возможность обойти большую политику в вопросах экономики – попытаться обеспечить свои интересы и обойти тот пункт, за который "зацепилась Польша".
"А именно – положение по созданию равных условий для всех европейских потребителей. Чтобы обойти правовую норму европейской юстиции, нужно создать новую схему поставок газа в страны ЕС", – полагает эксперт.
"Право Евросоюза очень молодо, из-за чего, когда мы имеем дело с данным объединением, то часто попадаем в ситуации, когда наш контрагент может менять правила игры уже в процессе самой игры, как это и случилось в этом случае", – добавляет Митрахович.
Он также предположил, что OPAL – типичный пример динамики энергетического права в ЕС.
"То он работал с ограничениями на свои поставки в течение 7 лет, потом работал без ограничений, а теперь ограничения снова возвращаются, поэтому перед нами динамическая ситуация".
Так, России, подчеркнул эксперт, необходимо установить прочную связь с контрагентами, заинтересованными в поставках российского газа через OPAL. В первую очередь, германскими компаниями.
Кроме того, Станислав Митрахович предлагает попросту перенести точки приема газа и организовать "виртуальный хаб" в Балтийском море.
Это освободит "Северный поток-1" и OPAL от ограничений по нормам третьего энергопакета.
"В крайнем случае, можно будет предложить европейским компаниям покупать наш газ на территории России, чтобы он уже шел через "Северный поток-1", как сырье, принадлежащее не "Газпрому", а его зарубежным контрагентам", – заключает Митрахович.