С 30 сентября по 4 октября в Страсбурге проходила осенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. Этой осенью на ней присутствовала российская делегация – еще в конце июня Ассамблеей была принята резолюция, восстанавливающая ее полномочия в полном объеме.
Возвращение Москвы в Ассамблею прошло не без накладок, этому всячески пытались помешать Украина, Грузия, Британия и страны Балтии. Тем не менее их многочисленные поправки в проект резолюции о восстановлении россиян в правах, затягивание рассмотрения вопроса и агрессивные выпады в сторону России оказались безуспешными – большинство стран ЕС выбрало по отношению к Москве не конфликт, а диалог.
Три плюс два
Конфликт выбрали Украина, Грузия, Латвия, Литва и Эстония, заявив о создании объединения, которое будет "продолжать политику непризнания аннексии Крыма, осуждения оккупации Россией Крыма, части Восточной Украины, Грузии и Молдовы". Эти страны подписали заявление о создании в ПАСЕ постоянной группы "Балтик плюс" и собираются проводить встречи для выработки общей позиции и согласования дальнейших действий.
Насколько же будет результативной их критика "агрессивных действий" России? Пока в активе противников возвращения России в ПАСЕ есть только перформанс активистов, которые во время выступления депутата Госдумы РФ Петра Толстого выразили свое решительное несогласие с присутствием российской делегации в Ассамблее, развернув украинский и грузинские флаги. Получилось шумно и скандально. Но вряд ли такие выходки смогут изменить позицию других членов Ассамблеи.
Группа "Балтик плюс" повторит судьбу этой акции. Вряд ли у подписантов в стремлении помешать улучшению отношений Европы и России хватит сил переломить тренд в свою пользу.
"Маргинальная группа без сильного лидера и надежных перспектив. Правильнее было бы назвать "Балтика-минус", – заявил по этому поводу член Совета Федерации РФ Алексей Пушков.
Тем более, такие союзы уже заключались, а вся их деятельность начиналась и заканчивалась бессодержательным популизмом.
Организация оранжевых наций
"Безопасность и мир во всей Европе находятся под угрозой агрессии со стороны России" – эти слова, столь созвучные риторике группы "Балтик плюс", ранее произносились на заседании Организации за демократию и экономическое развитие. Это региональное объединение, в которое входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова (с 1999 по 2005 входил еще и Узбекистан), более известно как ГУАМ – по первым буквам названий стран-участниц.
Пожалуй, что критикой России деятельность ГУАМ и запомнилась – особых успехов этому объединению продемонстрировать не удалось. А ведь начиналось все еще в далеком 1997 году, когда при активном содействии США была создана новая структура постсоветских государств.
Тогда это делалось с практической целью: страны-участницы предлагали воплотить в жизнь масштабные проекты по ослаблению своей экономической зависимости от России, в частности, через развитие транзита энергоносителей в обход российской территории. Предполагалось тесное сотрудничество с Польшей и государствами Балтии, были заявления о необходимости создания зоны свободной торговли между странами-членами объединения. Итог же получившейся "игре в бисер" наиболее емко подвел президент Узбекистана Ислам Каримов, денонсируя членство страны в ГУАМ: "В последнее время в деятельности этой организации делается акцент на идеологических и военно-политических составляющих сотрудничества".
Действительно, экономические проекты так и не были воплощены в жизнь, а в течение многих лет ГУАМ просто бездействовал. Организация оживала лишь во время политических обострений: так, в 2005 году президент Украины Виктор Ющенко заявил, что государства-члены ГУАМ должны стать локомотивами "третьей волны демократических революций", а в 2009–2010 годах с подачи Грузии говорилось о возрождении "антироссийского блока". "Организация оранжевых наций", как ее иронично прозвали эксперты, так и осталась клубом джентльменов, с печалью на лице жалующихся на "неоимперскую Россию".
Не дела, но слова
Конец "имперским амбициям Кремля" политики Украины, Грузии, Эстонии, Латвии и Литвы собирались положить и в 2014 году, когда представители правых националистических партий этих стран создали Альянс Балто-Черноморских наций. Уровень у организации получился, безусловно, не таким высоким, но часть создававших его движений активно влияет на политику своих государств: скажем, Консервативная народная партия Эстонии, вошедшая в этот союз, сегодня участвует в работе эстонского парламента и правительства.
В число основных положений Альянса вошли необходимость "освобождения оккупированных Россией территорий Украины и Грузии", борьба с "имперской политикой" России, а также требование "создания международного механизма противодействия российской информационной агрессии". Словом, сделать все, чтобы "обновить систему региональной безопасности и дать достойный отпор путинской России".
Чем больше слов – тем меньше дел. Альянс успел отметиться разве что громкими заявлениями и акциями памяти, вроде мероприятия "Общий враг – общая победа" в 2015 году, когда "активисты вспомнили седьмую годовщину начала российско-грузинской войны". Впрочем, кажется, это судьба всех таких "международных общественно-политических объединений" – их риторика, конечно, может привлечь внимание СМИ, но на любом уровне у этих групп практически нет перспектив. Выбирая конфликт, такие союзы выбирают популизм, на который серьезные игроки не спешат откликаться. Ведь дальше за этими заявлениями и возмущениями ничего содержательного и продуктивного не будет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.