Эстония пока еще не успела предпринять каких-либо активных действий в роли непостоянного члена Совбеза ООН. Однако вне зависимости от этого новость едва ли стала знаковой для населения страны, так как широкие массы не знают, что это членство значит и что влечет за собой.
Что значит быть непостоянным членом Совбеза ООН?
Для того чтобы понимать суть вопроса, надо начать с самих истоков создания этой организации и понять механизм работы Совета Безопасности ООН.
Созданный вместе с Организацией Объединенных Наций (штаб-квартира в Нью-Йорке) после Второй мировой войны, Совбез ООН был призван сдерживать любую, и в том числе международную, агрессию на планете, а также поддерживать права человека в зонах конфликтов. Потому структура имеет самые широкие полномочия. Например, может определять сторону-агрессора, направлять международных наблюдателей в зоны конфликтов, пытаться призвать стороны конфликта к мирному разрешению ситуации, устанавливать принципы прихода сторон к согласию, принимать резолюции и решения, в отношении стран нарушителей устава ООН, вводить санкции, начиная от торгового эмбарго, вплоть до международного военного вмешательства.
И если резолюции ООН носят рекомендательный характер, то решения Совбеза ООН обязательны к выполнению.
В Совбезе ООН с 1946 года, как мы знаем, есть пять постоянных членов с правом вето: Россия, США, Великобритания, Франция и Китай – как "пять мировых полицейских" – идея начального периода Второй мировой войны, выдвинутая американским президентом Франклином Рузвельтом для поддержания послевоенного мира и безопасности на планете.
Тем не менее это сообщество пяти основных стран дополняют десять непостоянных членов Совбеза без права вето, избираемых по географическому принципу сроком на два года: от Западной Европы, Латинской Америки, Азии и Океании, Африки и Восточной Европы. Все непостоянные члены Совбеза могут также влиять на принимаемые решения, поддерживать или не поддерживать какую-либо из сторон, обращать внимание постоянных членов на ту или иную мировую проблему.
Каждая страна имеет один голос, и для того, чтобы решения Совбеза ООН были приняты или отклонены, необходимо, чтобы "за" или же "против" проголосовали как минимум пять непостоянных и обязательно все пять постоянных членов Совбеза ООН. Зачастую Совбез ООН сам становится ареной политических баталий, как это бывало, например, между представителями США и Российской Федерации в период принятия решений по войне в Сирии.
Для того чтобы пройти в Совбез ООН, необходимо, чтобы проголосовали все 193 государства-члена ООН в двух турах голосования. Эстония в этом году практически сразу выбилась вперед и на последнем этапе боролась с Румынией за единственное восточноевропейское место. Эстонии пришлось проявить не дюжее усилие, как политическое, так и финансовое, потратив на свою рекламу значительное количество средств.
Звездный час
Теперь у Эстонии наступает "звездный час" – появилась возможность показать себя в непривычной для нее глобальной роли. И это – безусловное достижение для нашей маленькой страны, огромный опыт, это возможность в определенной степени влиять на принимаемые или не принимаемые в ООН решения, резолюции, а также продвигать свои идеи и отстаивать свои интересы по некоторым вопросам.
Именно ради этой цели президент Эстонии Керсти Кальюлайд совершила ряд официальных визитов и неформальных поездок по разным странам, чтобы как можно лучше прорекламировать Эстонию. Возможно, президент Керсти Кальюлайд решила взять на себя роль примирителя сторон, посредника в конфликте на юго-востоке Украины. В ситуации российско-украинского политического кризиса эта задача хоть и амбициозна, но вполне реальна.
Это вполне реалистичная задача, особенно в свете недавнего визита госпожи Кальюлайд в Москву, где предположительно в ходе официальной встречи с российским президентом Владимиров Путиным она искала поддержку для вступления в Совбез, несомненно, обсуждая и украинский вопрос.
Керсти Кальюлайд во время своего визита оставила положительные впечатления: она предстала как глава государства, с которым можно вести диалог, хотя между Эстонией и Россией сложились непростые отношения, особенно в последние десять лет. Большие разногласия существуют и по вопросу Крыма, и по конфликту в Донбассе, а вот теперь появилась возможность эти противоречия если не решить полностью, то максимально сглаживать углы и наводить мосты.
Оставляя место для оптимизма, не будем и сильно преувеличивать роль нашей страны в мировом политическом театре, так как в украинском и, например, сирийском вопросе Эстония однозначно будет следовать в фарватере внешней политики Североатлантического альянса.
В любом случае, Эстония получила отличный шанс показать себя на международной арене. Шанс, который, если им правильно воспользоваться, может многое изменить – хотя бы в российско-эстонских отношениях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.