О том, что поставки СПГ из-за океана будут обходиться европейским потребителям заведомо дороже, американцы предпочитают вслух не говорить, но это ничего не меняет – аккуратно считать расходы и прибыли обитатели Европы научились намного раньше прежде, чем на географической карте появились США. Представители "старой Европы" прекрасно понимают, что Штаты ведут атаку против их кошельков, потому сопротивление американскому диктату оказывается столь упорным.
Голосовать "за" всевозможные резолюции о правах человека, о демократических ценностях, за признание нелепого человека "президентом Венесуэлы" – это всегда пожалуйста, но вот соглашаться покупать слишком дорогой товар Европа не намерена. В данном случае под словом "Европа" подразумевается не Еврокомиссия и не Европарламент, в которых проамериканское лобби способно продвинуть любые интересы США, а Европа традиционная, заботящаяся об интересах своей экономики.
При всей справедливости такого анализа из поля внимания, как ни удивительно, выпадает немаловажный первоисточник – Дональд Трамп. Во всех своих записях в Twitter и в устных выступлениях, посвященных европейскому газовому рынку, президент США использует выражение LNG, made in USA (с англ. – "СПГ, произведенный в США") и никогда не говорит и не пишет American LNG (с англ. – "американский СПГ").
В данном случае это не прихоть Трампа, а четко артикулированное понятие: "СПГ, произведенный в США" действительно не тождественно "американскому СПГ". Дональд Трамп долгие годы занимался реальным бизнесом, потому он особенно чувствителен к такого рода нюансам. Есть смысл разобраться, в чем же тут дело.
Особенности газового рынка США
Производство и экспорт СПГ – новейшая отрасль экономики США. До 2015 года, когда начал работу первый в стране завод по сжижению природного газа Sabina Pass, Штаты были "чистым импортером" этого природного ресурса. Соответственно, все действующее законодательство США "заточено" именно под импорт, а также под то, чтобы на американском газовом рынке ни при каких обстоятельствах не возникла компания-монополист, которая смогла бы диктовать цены и условия контрактов всем потребителям.
Американские частные компании, импортирующие СПГ, не имеют права продавать его непосредственно потребителям. Вместо этого им вменено безусловное обязательство – продавать его только и исключительно на национальной газовой бирже Henry Hub. Это правило было распространено и на компании, которые освоили добычу сланцевого газа, – никаких прямых продаж потребителям, все торговые операции должны осуществляться через Henry Hub.
Подчеркнем, что доктрина либеральной экономики внедрена в законодательство США практически в полном объеме. Одним из следствий этого является то, что в газовом секторе экономики страны нет ни одной государственной компании.
Это важный момент – в Штатах нет газовой компании, которой федеральное правительство или президент государства могли бы диктовать условия ведения бизнеса. В том числе изначально нет возможности "отдать приказ", который условно можно сформулировать так: "Джентльмены, с завтрашнего дня все поставки продукции идут в таком-то направлении, в такой-то конкретный регион". Ситуация радикально отличается от той, которая имеется в России, где монопольным правом на экспорт природного газа обладает государственная компания "Газпром" – российский газовый концерн действительно обязан выполнять решения правительства и президента России.
Как работают СПГ-заводы в США
Владельцем завода по сжижению природного газа Sabina Pass является достаточно известная компания Cheniere Energy, далеко не новичок на газовом рынке – в ее собственности находился регазификационный терминал в штате Луизиана, через который шел импорт СПГ.
"Сланцевая революция" произошла в 2008–2009 годах, и добыча сланцевых углеводородов развивалась настолько стремительно, что быстро стало ясно – нефти и газа хватит на нужды не только США, но и на экспорт. Однако строительство крупного завода по сжижению газа требует очень крупных инвестиций, что вызывает необходимость прибегать к банковским кредитам. Так и произошло с проектом строительства Sabina Pass.
Банкиры любой страны в любые времена действуют по одной и той же схеме: есть активы для залога – будет кредит, нет залога – нет кредита. Но в данном случае на кону стоял еще и немаловажный вопрос престижа – кредитование Cheniere Energy могло дать старт совершенно новой отрасли американской экономики.
В результате мозгового штурма появилась так называемая толлинговая схема (сделка между владельцем сырья и переработчиком, в результате которой владелец платит переработчику частью готового сырья – прим. Baltnews.ee), которая позволила владельцу завода, компании Cheniere Energy, построить и запустить в эксплуатацию СПГ-завод, сведя при этом все коммерческие риски к нулю.
Основные элементы риска – необходимость покупать газ на бирже с ее волатильностью цен и необходимость находить покупателей на рынке, на котором Cheniere Energy никогда ранее не присутствовала.
В результате любая компания, желающая приобрести СПГ, произведенный в США, вынуждена действовать по следующему алгоритму:
Шаг 1. Подписать контракт с Sabina Pass на сжижение газа, при этом обязательный пункт контракта – "Сжижай и/или плати". Нужно заплатить аванс за аренду оборудования, потом начать сжижать, или приступить к сжижению и доплачивать, или ничего не делать, но аванс возврату не подлежит.
Шаг 2. Приобрести необходимую партию газа на Henry Hub и оплатить доставку газа на завод.
Шаг 3. Осуществить сжижение газа.
Шаг 4. Оплатить хранение СПГ в емкостях завода или сразу осуществить отгрузку на танкер-газовоз, который зафрахтован или принадлежит компании.
Кому принадлежит "американский" СПГ?
Долгосрочные и среднесрочные контракты (от 8 до 15 лет) с потребителями СПГ, подписанные Cheniere Energy, стали обеспечением полученного этой компанией кредита. Теперь еще раз смотрим на условия работы. Жестко. Зато, в отличие от компаний Катара, нет никаких ограничений на пункты доставки СПГ – можно везти его туда, где сложилась наиболее выгодная конъюнктура цен.
С учетом того, что речь идет о миллиардах кубометров газа и миллионах тонн СПГ, авансовые отчисления тоже измеряются миллионами, но уже долларов. Кто пошел на такие условия? Вариантов всего два.
Первый вариант – крупные трейдинговые компании, имеющие не только свободные финансы, но еще и умеющие справляться со всеми колебаниями цен на региональных газовых рынках. В данном случае такой контракт подписала компания Вritish Рetroleum (BP).
Второй вариант – компании, имеющие собственные распределительные газовые сети в той или иной стране, где есть высокий спрос на газ. В данном случае – японские компании.
На долю самой Cheniere Energy банкиры оставили 5% производственных мощностей – с той целью, чтобы компания все те годы, когда будет идти возврат кредита, могла набираться опыта самостоятельной работы.
Все остальные 95% времени завод Sabina Pass работает на иностранные компании, которым никакой Дональд Трамп приказать вести СПГ в Европу не может – ВР и японские компании будут поставлять СПГ туда, куда посчитают выгодным.
Вывод несколько парадоксален, но точен: нет никакого "американского СПГ", есть только "СПГ, произведенный в США". У США сейчас нет возможности организовать "американский поток" в направлении ЕС. Такая возможность появится только тогда, когда Cheniere Energy полностью рассчитается с кредиторами и выполнит все подписанные контракты.
По той же толлинговой схеме работает и второй завод Cheniere Energy – Corpus Christy, и все остальные СПГ-заводы в США строятся по той же схеме. Нам остается только продолжать внимательно слушать Дональда Трампа – не появится ли в его выступлениях выражение "американский СПГ". И вот тогда – но не ранее – можно будет беспокоиться о позициях "Газпрома" на европейском газовом рынке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.