О некачественной подготовке законопроекта говорит отсутствие выводов Главного юридического управления и анализа Главного научно-экспертного управления Верховной Рады.
Кроме того, правки Конституции породили политико-правовые коллизии, выйти из которых едва ли возможно без проведения всеукраинского референдума.
Попрание законов страны
Во-первых, курс на НАТО противоречит Декларации о государственном суверенитете от 1990-го года, где сказано, что Украина провозглашает намерения стать в будущем нейтральным государством, не стремящимся в военные блоки.
Во-вторых, внешнеполитическая деятельность Украины определяется и регулируется статьей 18 Конституции, включенной в Раздел I "Общие положения". Изменения этой статьи, согласно статье 156 Конституции Украины, "утверждаются всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины".
Никто так и не дал ответ на вопрос, придется ли вновь вносить правки в Конституцию, если, например, ЕС и НАТО в силу неких обстоятельств примут решение изменить собственные названия. Выходит, что для украинских политиков Конституция – документ, который можно менять, исходя из сугубо корпоративных интересов и в угоду политической конъюнктуре.
Долгая дорога в НАТО
Поверхностная проработка изменений в Конституцию, по всей видимости, связана с тем, что тематика ЕС и НАТО является частью предвыборного пиара Петра Порошенко. На январском форуме, где состоялось выдвижение Порошенко на второй президентский срок, он пообещал подать заявку на вступление Украины в ЕС и НАТО в 2024 году. Притом в 2014 году Порошенко обещал это сделать в 2020 году…
Правда, вопрос остается открытым: сохранятся ли в нынешнем виде ЕС и НАТО к 2024 году, особенно если Дональд Трамп, взявший курс на демонтаж глобальных институций, сумеет переизбраться на второй президентский срок?
Присоединение к этой организации поддерживает менее 50% украинцев (без половины Донбасса и Крыма). Притом двери Альянса для Украины будут оставаться закрытыми до урегулирования конфликта в Донбассе и восстановления территориальной целостности.
Кроме того, НАТО не является панацеей для решения территориальных споров и межгосударственных конфликтов, на что рассчитывают киевские власти и их сторонники. Яркими свидетельствами являются Тресковые войны между Исландией и Великобританией, конфликты между Грецией и Турцией, споры между Словенией и Хорватией за Пиранский залив, выяснение отношений между Великобританией и Испанией относительно принадлежности Гибралтара.
Вообще, для таких стран, как Украина, идея евроинтеграции куда более привлекательна в условиях, когда между ЕС и США нет никаких противоречий, и выступают они на международной арене единым фронтом.
Проблемы евроинтеграции
Интрига состоит и в том, сохранится ли привлекательность ЕС и НАТО в глазах украинских граждан. Пик поддержки идеи евроинтеграции в украинском обществе пришелся на 2014–2015 годы. Последние опросы социологов свидетельствуют, что эта тенденция идет на спад, хотя сторонники евроинтеграционного курса по-прежнему составляют более 60% населения. Заметно снижаться этот показатель может начать со следующего бюджетного цикла в Евросоюзе, который стартует с 2021 года, когда дотации ЕС для стран Восточной Европы, вероятнее всего, существенно сократятся.
Рассказывая украинскому обывателю о преимуществах евроинтеграции, политики зачастую приводили пример Польши и ее соседей, где за счет денег от Брюсселя были модернизированы инфраструктура и агропромышленный комплекс. Но ресурсная база Евросоюза не бесконечна, потому поддерживать страны "Новой Европы" в прежнем объеме становится все проблематичнее, тем более многие из них фрондируют по отношению к Брюсселю.
В результате консультационного референдума 2016-го года в Нидерландах по вопросу ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, правительство Нидерландов инициировало "юридически обязывающие" правки в Соглашение, в которых указана невозможность Украины претендовать на членство в ЕС. Для обретения права подать заявку на членство в Евросоюзе Украине сперва необходимо добиться изменения текста Соглашения.
Кроме того, до 2014 года Украина соответствовала куда большему количеству Копенгагенских критериев (критерии вступления стран в Европейский союз – прим. Baltnews.ee), а качество государственного управления и уровень жизни граждан были на порядок выше. Наверстывать утраченные позиции придется еще не один год.
Вместе с тем в обозримой перспективе для Евросоюза более приоритетным направлением будет вовсе не укрепление НАТО, а выстраивание собственного оборонного союза PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны между государствами-членами ЕС – прим. Baltnews.ee). О планах интеграции в PESCO официальный Киев ни разу не заявлял.
Время старых лозунгов
Вектор европейской и евроатлантической интеграции не выступает залогом демократизации, экономической и социальной успешности. Так, Черногория и Албания, вопреки членству в НАТО, остаются бедными коррумпированными государствами с высоким уровнем преступности. А, например, в Прибалтике фиксируются социально-политические практики, табуированные в Западной Европе.
В эпоху президентства Януковича была популярна риторика о "строительстве Европы на Украине". Вероятно, после ближайших президентских и парламентских выборов, когда спадет традиционный предвыборный ажиотаж, придется вспоминать подзабытые лозунги и прагматизировать внешнюю политику.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.