Нельзя не отметить, что на протяжении всего 2018 года Эстония готовилась отражать "российскую агрессию", в СМИ не раз просачивались скандальные заявления политиков и военных, готовых оборонять эстонские рубежи от атаки Москвы.
Так, командующий Силами спецопераций Эстонии полковник Рихо Юхтеги отличился весьма спорной теорией о том, что российские вооруженные силы смогут добраться до Таллина за два дня, где их постигнет гибель. Не менее волнующей милитаристские круги Эстонии фантазией делился и бывший президент республики Хендрик Ильвес заявляя, что РФ может потерять контроль над некоторыми городами страны, если Москва решит напасть на Эстонию.
Однако такая популистская "паранойя" сыграла злую шутку с Таллином. В результате случайной ошибки натовского пилота Эстония оказалась в одном шаге от масштабной катастрофы. Напомним, что 7 августа самолет ВВС Испании, находящийся в республике в рамках миссии воздушного патрулирования НАТО, во время полета по ошибке запустил ракету класса "воздух-воздух". Как сообщали в ВВС Эстонии, полети ракета на восток, она могла бы оказаться "по ту сторону Чудского озера на территории Российской Федерации".
Между тем чуть не случившийся ядерный конфликт позволил эстонским властям в очередной раз убедиться в эффективности всей миссии ПВО НАТО в странах Балтии. Поэтому на будущий год парламентом было принято решение повысить расходы на оборону с 2% до 2,16% от ВВП страны, что составило 585 млн евро.
Примечательно, что если в военной повестке эстонский парламент сумел прийти к согласию, то тема миграции и беженцев вызывала в минувшем году жаркие споры в Рийгикогу. Более того, миграционный пакт ООН чуть было не подставил под сомнение дальнейшее существование действующего правительства, когда партия "Отечество" в лице министра юстиции Урмаса Рейнсалу заблокировала подписание договора на уровне правительства, в связи с чем лидер социал-демократов Евгений Осиновский призвал премьера Юри Ратаса отправить "отечественника" в отставку. Действующему премьеру не удалось уладить противоречия в кабинете министров, поэтому международный договор был отправлен
Так, Ратасу удалось удержать правящую коалицию, которая за 2018 год сократила свое членство в Рийгикогу до 51 мандата. Теперь же уход еще одного депутата превратит действующий кабинет министров в правительство меньшинства. Продержаться в таком составе коалиции необходимо еще два месяца, так как в марте политиков ждет очередная парламентская гонка.
За прошедший год в партийная система также претерпела некоторые изменения. Стоит отметить, что сегодня свой политический закат переживает партия "Отчество". Согласно последним рейтингам, она с трудом набирает 5% – барьер, который необходимо преодолеть для попадания в Рийгикогу. Рейтинг их партнеров по коалиции, социал-демократов, также стремительно падал в прошедшем году, достигнув 8%. Вероятно, на это повлияла отставка министра и лидера соцдемов Евгения Осиновского, в вину которому ставят неудачную акцизную политику. В результате чего партия уступила свое место по популярности новообразованной политической силе "Эстония 200".
Центристам под конец 2018 года удалось оторваться от своих главных соперников – Партии реформ. Последние в апреле 2018 года избрали своим председателем Каю Каллас, которая не смогла удержать свою партию в лидерах предвыборных рейтингов.
Неожиданным для многих стал результат Консервативной народной партии Эстонии (EKRE), сумевшей занять стабильную третью строчку по популярности. Рекордные 21% поддержки у радикальной правой партии, не скупившейся на скандальные высказывания как в отношении русскоязычного населения, так и представителей других национальностей, свидетельствуют о росте националистических настроений в Эстонии. Это неудивительно, ведь официальный Таллин продолжает закрывать глаза на регулярные слеты эстонских эсэсовцев в Лихула и установки памятных досок таким "героям", как Альфонс Ребане.
Кроме того, власти и дальше всячески потворствуют попыткам фальсификации истории советского периода Эстонии. Так, в августе 2018 года на Маарьямяги был открыт памятник "жертвам коммунизма", на установку которого было выделено порядка 6 млн евро.
В этом вопросе Эстония вместе с другими прибалтийскими соседями старается "держать марку" и действовать сообща. Поводом для новых споров вокруг исторического прошлого стало совместное требование министров юстиции Эстонии и Латвии Урмаса Рейнсалу и Дзинтарса Расначса, выдвинутое в августе 2018 года, о возмещении ущерба к Российской Федерации как "правопреемнице Советского Союза". Однако в эстонском парламенте к таким заявлениям отнеслись аккуратно, назвав ее "частной инициативой министра".
В целом правящая элита Эстонии старается выдерживать определенный баланс в выстраивании "холодных" отношений с Российской Федерацией, оставляя небольшой коридор для взаимодействия. Так, были выведены из под санкций соглашения о приграничном сотрудничестве "Россия-Эстония", под конец 2018 года было достигнуто решение между сторонами по возвращению военных атташе в диппредставительство стран, спустя несколько лет вновь заговорили о необходимости ратификации пограничного договора России и Эстонии.
В то же время все эти события происходят на фоне яркой антироссийской риторики в связи с инцидентами в Солсбери и Керченском проливе, в унисон с западными партнерами продолжают звучать обвинения во вмешательстве во внутренние дела третьих стран в адрес Москвы, а также осуществляется активный поиск "агентов Кремля" среди политиков и общественников Эстонии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.