Удивлены, что такие вообще бывают? Вероятно, в скором времени отношения между биологическими и металлическими существами рискуют стать нашей обыденностью.
Сексуальная революция 2.0
17% британцев заявили, что были бы не против подобного опыта. Социологи связывают этот интерес c ростом числа одиночек, социопатов, а также с гендерной диспропорцией в некоторых странах. Чем больше город, тем сильнее чувство одиночества и разобщенности, говорят психологи.
За последние годы на волне популярности технологий развилась целая секс-индустрия, в которой главное место отводится машинам. В Швейцарии пытаются основать кафе с секс-роботами, в США поставлено на поток производство умных секс-кукол, даже в России может открыться первый в мире бордель с человекоподобными машинами. Новая индустрия сулит немалые прибыли. Причем, в отличие от традиционных домов терпимости, совершенно легально.
Восстание машин
Закон робототехники Азимова гласит: "робот не может нанести вред человеку". И тем не менее современное общество запугано идеей о "восстании роботов". Почему-то в общественном сознании бытует миф, свойственный в большей степени гуманитариям: механические машины умнее и эффективнее людей, поэтому вскоре они превзойдут и заменят человека.
Однако поскольку роботы не оперируют абстрактными категориями морали, то все зависит от того, как человек запрограммирует машину. Несмотря на то, что робот способен поглощать любой объем данных, его восприятие информации однобоко. Например, если в настройки робота внести условие "не причинять человеку боль", то он не станет вытаскивать его из пожара – ведь это тоже болезненный процесс.
Самая краткосрочная угроза, которая может исходить от вашего "домашнего робота", заключается в том, что его могут взломать с самыми неблаговидными целями, и тогда вы потеряете контроль над потенциальной машиной смерти. Но в такой ситуации робот является всего лишь инструментом в нехороших руках человека, который по-прежнему остается "творцом природы".
Роботов уже давно используют в военных структурах. Так, некоторые армии мира внедрили на службу полуавтономных роботов. Кроме того, дистанционно управляемые беспилотные летающие аппараты применяют и в Сирийской войне. Понятно, что на данном этапе машины работают с подачи человека. Но можно ведь в них встроить алгоритмы, которые позволят самим нажимать курок и, например, убивать солдат в определенной форме.
Игры в бога
Но способен ли человек причинить боль роботу? Морально ли это? В какой юрисдикции находится робот? Нужны ли вообще роботам права? И может ли это повлечь за собой изменение системы права? Много вопросов, мало ответов.
Прежде чем говорить о правах, ученым следует разобраться, что такое сознание и какова его природа. Именно сознание позволяет нам иметь права, потому что оно дает возможность не только чувствовать боль, но, что гораздо важнее, – понимать, что ты ее чувствуешь. В свою очередь, роботы не страдают. И не будут, если мы сами их не запрограммируем на это. Без боли и удовольствия нет предпочтений, поэтому концепция права в отношении роботов – бессмысленна.
Более того, у человека есть такое абстрактное право, как свобода, поскольку мозг способен различать категории справедливости. Еще одно человеческое свойство – ощущение страха смерти, дарованное нам инстинктом самосохранения в процессе эволюции. Отношение к оскорблениям у человека также различно. И связано это с наличием самооценки, способностью воспринимать себя среди других и моделировать поведение.
Существуют ли условия, при которых бездушная машина обретет человеческие черты? Да, если мы сами все покажем и расскажем, словом, научим ее. Особенно, если речь идет об отношениях между ней и человеком, ведь происходит процесс взаимодействия, а значит, в режиме самообучения нейросеть робота способна научиться различать ваши эмоции и чувства, а позже – и перенять их. Но такое будущее гораздо дальше, чем мы думаем.
Однако на пути к этому станет элементарная финансовая выгода. Экономический потенциал роботов безграничен, предприниматели заинтересованы в их эксплуатации, а значит, о даровании им прав не может быть и речи.
Кто владеет искусственным интеллектом, тот владеет миром
Еще год назад Президент России Владимир Путин сказал: "Искусственный интеллект – это будущее не только России, это будущее всего человечества. Здесь колоссальные возможности и трудно прогнозируемые сегодня угрозы. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира. И очень бы не хотелось, чтобы эта монополия была сосредоточена в чьих-то конкретных руках, поэтому мы, если мы будем лидерами в этой сфере, также будем делиться этими технологиями со всем миром, как мы сегодня делимся атомными технологиями, ядерными технологиями".
Действительно, искусственный интеллект открывает море возможностей. В Китае запускаются "умные города" без пробок, автоматизируются производство и армия, благодаря системе распознавания лиц повышается безопасность.
Но об искусственном интеллекте говорят не только политики. Эту тему форсирует также и мировая культура в лице киберпанка, и кино-индустрия с множеством лент на тему роботофилии и различных ее вариаций. Но, думается, в основе проблемы эпохи пост-индустриализма лежит все-таки не порабощение человека технологиями, а кризис общества как такового и человеческих взаимоотношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.