"Пришло время открыть новую главу. Ведь все мы зависим от времени, и для меня настало время сообщить вам о следующих решениях. Во-первых, на партийном съезде ХДС в декабре в Гамбурге я не буду выставлять свою кандидатуру на пост главы партии. Во-вторых, этот четвертый срок станет моим последним сроком на посту федерального канцлера Германии", – заявила Ангела Меркель в понедельник, 29 октября, на пресс-конференции в Берлине.
Событие, безусловно, уникальное для немецкой политики. Правительство ФРГ сформировалось всего полгода назад, и вот от Меркель уже звучат заявления об уходе с поста председателя правящей партии. Сказать о том, что это решение ей далось нелегко, – значит ничего не сказать. Но, похоже, в эпоху турбулентности и хаоса, в которой пребывает сейчас европейская политика, даже такие "мастодонты", как Меркель, в полную силу устоять не способны, и им приходится идти на все большие уступки как своим партнерам, так и общественности.
Конец Меркель. Начало
"Тефлоновая" Меркель оказалась не совсем "тефлоновая", – считает профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России, известный специалист по Германии Николай Павлов.
"Началом "конца Меркель" можно назвать даже не события, которые сейчас произошли, а тот результат, который был на выборах, и тот длительный период, в течение которого формировалась правящая коалиция. Было очевидно, что еще одних выборов Меркель не выдержит, и ее партия тоже", – считает он.
В самом деле, у Меркель и ее партии ХДС этот год выдался если не самым жарким, то, как минимум, самым напряженным за последнее время. На парламентских выборах 2017 года христианские демократы получили рекордно низкие результаты – 26,8%, потеряв 7,3% голосов по сравнению с предыдущим волеизъявлением. "Сестринская партия" ХДС – Христианский социальный союз (ХСС) набрал 6,2% (2013: 7,4 %). Таких скверных результатов у блока ХДС/ХСС не было с 1949 года. Затем последовали переговоры с "Зелеными" и СвДП о создании правящей коалиции, которые к концу года завершились полным провалом. Кое-как Меркель удалось договориться с СДПГ о создании новой "большой коалиции" и тем самым спустя полгода сформировать правительство.
Однако на этом испытания Меркель не завершились. Уже в июне на почве миграционного кризиса разразился конфликт между ней и министром внутренних дел, лидером ХСС Хорстом Зеехофером. Последний требовал ужесточить миграционную политику Германии и угрожал отставкой в случае невыполнения его условий, что стало бы большим ударом по коалиции. Однако политикам все же удалось договориться.
Но если бы компромиссы могли в самом деле разрешить миграционную проблему и снизить брожение в обществе. В конце августа в восточногерманском городе Хемниц начались массовые протесты против миграционной политики Меркель, спровоцированные смертью 35-летнего немца, погибшего от рук мигрантов во время драки. Протесты на почве наплыва приезжих в очередной раз стали свидетельством того, что забит гвоздь в "политический гроб" Меркель – роковое решение впустить в страну около 1 млн беженцев с Ближнего Востока в 2015 году.
Отсюда и крупные неудачи. 14 октября состоялись земельные выборы в Баварии, на которых ХСС потеряла 10% голосов. ХСС не только лишился абсолютного большинства в баварском ландтаге – а значит, и возможности формировать однопартийное правительство, – но и собрал так мало голосов, как не собирал с 1950 года. Серьезно проиграли и социал-демократы, продолжающие терять свои позиции по всем фронтам. На выборах в Гессене, которые прошли 28 октября, в буквальном смысле решалась судьба всей Германии. И снова провал: и ХДС, и ее партнер по коалиции СДПГ также получили на 10% меньше, чем в 2013 году. Социологи объяснили столь значительные потери недовольством избирателей работой берлинской правящей коалиции. Два крупных поражения правящих в Германии партий в течение двух недель вынудили Меркель принять соответствующее решение.
"Калитка открылась": кто будет новой главой ХДС?
По мнению руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Владислава Белова, Меркель приняла, пожалуй, единственно правильное решение в сложившейся обстановке. "Из-за кризиса партии она приняла вполне разумное и взвешенное решение, фактически заявив, что она готова к обновлению руководства партии", – считает он.
Действительно, Ангела Меркель является бессменным руководителем христианских демократов уже 18 лет, 13 из которых в том числе в роли канцлера Германии. До сих пор она утверждала, что посты председателя ХДС и канцлера ФРГ должны находиться в одних руках, но ситуация изменилась. Меркель поняла, что ей будет крайне сложно получить достаточную поддержку однопартийцев на выборах председателя партии, которые состоятся в декабре этого года. Кроме того, миграционная политика Меркель оказала негативное влияние на рейтинг ХДС, и партии необходимо как-то дистанцироваться от федерального канцлера, чтобы хоть как-то замедлить снижение поддержки. Ну, и наконец – самое главное – Христианскому демократическому союзу необходимо обновление "крови" и смена подходов, чтобы эффективнее реагировать на возникающие вызовы.
Уже сейчас можно назвать как минимум четырех претендентов на пост руководителя ХДС. Во-первых, им может стать генеральный секретарь партии Аннегрет Крамп-Карренбауэр. В феврале на внеочередном съезде ХДС за ее кандидатуру в качестве генсека партии проголосовали почти 99% делегатов съезда, что стало наивысшим показателем за всю историю ХДС. До выдвижения на должность генерального секретаря партии Крамп-Карренбауэр была премьер-министром небольшой федеральной земли Саар. Известно, что по взглядам "второе лицо в ХДС" близка Меркель. Считается, что своим успехом в продвижении по партии она обязана тем, что ухитрилась не совершить больших ошибок и никому не наступить на больную мозоль.
Во-вторых, новым лидером христианских демократов может стать премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Армин Лашет. В мае 2017 года ХДС под его руководством удалось одолеть СДПГ в "сердце социал-демократов", что отчасти предопределило исход осенних выборов в Бундестаг. Теперь Лашет руководит земельным правительством вместе с либералами из Свободной демократической партии и, как считается, способен договориться с ними, а также с "Зелеными", и на общефедеральном уровне.
Также следующим главой ХДС и, возможно, даже канцлером может стать бывший председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фридрих Мерц. Он возглавлял фракцию в бундестаге до 2002 года, пока Меркель не вытеснила его. В 2009 году Мерц ушел от активной политики и позже занялся бизнесом. 62-летний Мерц считается консерватором и выступает за активные экономические связи между Германией и США.
Наконец, еще одним претендентом на пост лидера христианских демократов является министр здравоохранения Германии, представитель консервативного крыла ХДС Йенс Шпан. Он одним из первых подверг критике Меркель на посту канцлера и потребовал кадрового обновления ХДС. Примечательно, что Шпан – ярый противник нынешней миграционной политики правительства ФРГ.
Что будет дальше?
Этого пока не знает никто. Пока лишь можно ждать съезда партии, который намечен на 7-8 декабря. С избранием другого генерального секретаря произойдет обновление партии. С учетом того, что ХДС – по-прежнему самая популярная партия в ФРГ, у нового генсека будут все шансы стать новым канцлером Германии.
Но при этом следующие выборы в Бундестаг состоятся еще через три года, и в том, что нынешняя правящая коалиция благополучно отработает свой срок, имеются все сомнения. Уже сейчас "большая коалиция" фактически пользуется поддержкой менее 50% населения Германии.
Не стоит забывать и о падающих рейтингах СДПГ: согласно опросу института социальных исследований GMS, социал-демократов готовы поддержать лишь 15% избирателей, что опустило ее на четвертое место в рейтинге популярности партий ФРГ (после ХДС, "Альтернативы для Германии" и "Зеленых"). Старейшая народная партия маргинализируется на глазах, что не может не беспокоить руководство СДПГ. В качестве решения проблемы социал-демократы (особенно молодежное крыло) рассматривают выход из коалиции.
"Многое зависит от социал-демократов: пойдут ли они на разрыв или нет", – считает профессор Павлов.
Таким образом, не исключен вариант развала нынешней правящей коалиции.
"Социал-демократы поймут, что они в этой коалиции с госпожой Меркель оставаться больше не могут, потому что они тоже стремительно теряют поддержку населения", – отметил немецкий политолог Александр Рар.
Однако уход Меркель с поста главы ХДС как раз и был нацелен на сохранение действующего status quo в немецкой политике.
"В Германии идет дробление партийной системы. Главные партии разваливаются и слабеют, и укрепляются крайние партии, такие как "Зеленые" и "Альтернатива для Германии". Это новое явление для Германии. Меркель понимает, что она не может удержать процесс дробления ХДС, и поэтому она делает все, чтобы сохранить свое собственное лицо и спасти ситуацию", – объяснил Рар.
Анализируя решение Меркель оставить пост главы ХДС, вспоминается ситуация, в которой в свое время оказался социал-демократ Герхард Шредер (1998–2005) – предшественник Меркель в должности канцлера. В марте 2004 года в силу ряда причин он сложил с себя полномочия лидера Социал-демократической партии, а в сентябре 2005 года на досрочных выборах в Бундестаг СДПГ уступила ХДС, и Шредер перестал быть канцлером ФРГ. Шредер, не желавший вступать в новую коалицию, решил уйти из немецкой политики. Ситуации разные, но тем не менее параллели напрашиваются. Повторится ли то же самое с Меркель, покажет история.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.