"Япония взяла и ввела против нас санкции. Это шаг к повышению доверия, как вы считаете? Где Сирия, где Крым, где Япония? Вы зачем это сделали?" – выступая на юбилейном заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай", заявил президент России Владимир Путин. Он затронул тему российско-японских отношений – оспаривание Японией гряды островов в Тихом океане, подвешенное состояние мирного договора между странами.
Историческая справка
Основным препятствием для урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора является проблема принадлежности Курил, цепи островов между полуостровом Камчатки и островом Хоккайдо. Формально состояние войны между СССР и Японией завершилось в 1956 году, когда была подписана Московская декларация о мире. Важным моментом Декларации была судьба южных территорий, острова Шикотан и островов Хабомаи: они должны были быть переданы Японии после несостоявшегося и по сей день подписания мирного договора, в которое вмешалась третья сторона, США, применившие шантаж для удержания позиций в Японии. Так, по утверждению последних, в случае снятия Японией претензий на острова Кунашир и Итуруп, в состав Японии не будет возвращен архипелаг Рюкю с островом Окинава, который на основании Сан-Францисского мирного договора (1951 год – прим. Baltnews.ee) тогда находился под управлением США.
Российская сторона настаивает на своей правоте, ссылаясь на условия военного Ялтинского соглашения 1945-го года, согласно которому Москве впоследствии должна была быть передана значительная территориальная компенсация в виде Южного Сахалина (отторгнутого японцами от России еще в 1905-м) и Курильских островов. На этом моменте можно зафиксировать юридическую коллизию, так как японская сторона, в свою очередь, апеллирует к Сан-Францисскому мирному договору, который, однако, не был подписан СССР. Согласно этому договору, Южные Курилы всегда принадлежали Японии, так как являются частью не Курильской гряды, а Японских островов.
На протяжении десятилетий российская и японская стороны придерживались своих изначальных позиций. С приходом на пост премьер-министра Японии в 2012-м году Синдзо Абэ напряжение в российско-японских отношениях начинает постепенно спадать, и устанавливается новый курс на решение давнего конфликта. Существует перечень сигналов, указывающих на улучшение взаимоотношений и движения в направлении подписания мирного договора между государствами. С такой уверенностью можно говорить по той простой причине, что, кроме как экономического сотрудничества и спорной территории, у Японии и России больше нет известных значимых точек соприкосновения.
Сигнал №1: Участились встречи Путина и Абэ
Заметно резко возросла частота официальных и неофициальных встреч на высшем и высоком уровнях, что косвенно свидетельствует о наличии переговорного процесса. Так, к примеру, с 2006 года Абэ и Путин встречались лично уже порядка 15 раз.
В мае 2016, на неофициальной встрече в Сочи, японский премьер заговорил о некоем "новом подходе" к решению территориального спора и плана активации экономического сотрудничества из восьми пунктов. Тогда такое заявление казалось громким и многообещающим. Однако, спустя два года с момента анонсирования, до сих пор нет четкого понимания о том, что собой представляет "новый подход", и в чем его новшество, тем более после отказа Абэ подписывать мирный договор на Восточном экономическом форуме.
В целом официальные встречи красноречиво говорят об активном переговорном процессе. Так, вспомним и о визитах Абэ в Россию, и приезд спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко в Японию, и посещение Москвы "правой руки" премьера Томоми Инады в апреле, и ответный визит Сергея Лаврова неделей позже. И это не считая многочисленных встреч на полях масштабных саммитов.
Сигнал №2: Активация бизнеса
Помимо взаимных визитов чиновников, стоит обратить внимание и на плодотворное обсуждение в бизнес-кругах. В то время, как Япония выражает заинтересованность в южных островах, для России одним из ключевых пунктов является экономическое развитие региона. В связи с этим вариант обмена экономических и финансовых благ на передачу островов имеет право быть. Именно к такому сценарию склоняются эксперты ввиду учащения встреч глав и представителей крупных частных компаний.
Ярким примером служат приезды главы Минпрома Дениса Мантурова в Токио в качестве ответа на первый за пять лет визит в Россию высокопоставленной делегации "Кэйданрэна" (японский аналог Российского союза промышленников и предпринимателей).
Также расширяется взаимодействие в области энергетики и в ядерной сфере, в том числе в рамках ликвидации последствий аварии на АЭС "Фукусима-1". А в начале октября Курилы приняли уже третью японскую бизнес-миссию, которая осматривала объекты туризма, сельского хозяйства, ветроэнергетики и марикультуры на островах.
Сигнал №3: Внимание СМИ
Все чаще можно встретить интервью первых лиц Российского государства ведущим изданиям Японии. Самые запоминающиеся из них – интервью Аркадия Дворковича самой большой финансовой газете в мире Nikkei, интервью Сергея Лаврова СМИ Монголии, Японии и Китаю, а также беседа Путина с журналистами телекомпании Nippon TV (NTV) и газеты Yomiuri Shimbun. Из этого можно резюмировать, что японское общество готовят к неким событиям, в центре которых оказались бы российско-японские отношения.
Сигнал №4: Министерство по делам сотрудничества с Россией
Мелочь, а приятно: Синдзо Абэ расширил свой Кабинет министров еще одной должностью: теперь в японском правительстве есть государственный министр по вопросам экономического сотрудничества с Россией. Способствует ажитации и личность нового министра: Хиросигэ Сэко – человек из ближайшего окружения Абэ и его доверенное лицо. Этот символический жест демонстрирует тот факт, что двусторонние отношения с Россией являются одним из приоритетов японской внешней политики.
И хотя многие косвенные факторы указывают на перспективу скорого разрешения данного вопроса, невозможно поверить, что Россия передаст Японии острова, даже в случае подписания мирного договора.
Путин регулярно напоминает, что, согласно тексту декларации, сначала стороны должны заключить мирный договор, "потом вступает в действие декларация, и два острова передаются Японии".
Барьер №1: Военные базы США
В СМИ появилась информация, согласно которой руководство Японии допускает, что если стране передадут острова южных Курил, то там могут быть размещены военные базы США. Этот вопрос обсуждался на встрече генерального секретаря Совета национальной безопасности Японии Сетаро Яти с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым, пишет The Asahi Shimbun.
Барьер №2: Призрачная выгода для Японии
В условиях, когда суверенитет Курил остается российским, а Япония способствует экономическому развитию региона, становится непонятно, какую выгоду преследует Япония. Единственное, что может подтолкнуть к уступкам японское руководство, – выход США как главного партнера в АТР из Транстихоокеанского партнерства.
Перспективы и прогнозы
Вероятность подписания мирного договора между Россией и Японией существует, но передача островов в собственность Японии невозможна, особенно учитывая следующие события: 1) утвержденные правительством РФ программы развития, а также уже созданная инфраструктура и вложенные средства в острова; 2) несоразмерность уступок сторон; 3) Япония как сателлит США и связанное с этим размещение военных баз.
Вместо передачи территории можно ожидать усиления взаимоотношений по вектору экономического сотрудничества, совместной эксплуатации островных земель, ослабление санкций. Вероятно, переговорному процессу только суждено начаться в следующий календарный год, а предшествующие события явились всего лишь прелюдией к первому этапу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.