– Г-н Илляшевич, в чем заключаются основные причины существующего конфликта в православной церкви?
– Церковный раскол на Украине давно планировался, за этим стоят, безусловно, Соединенные Штаты, поскольку Вселенский патриарх Варфоломей давно с ними связан. Повторяется "эстонский сценарий".
Почему я провел параллели между Эстонией и Украиной? Потому что из ЭР на протяжении многих лет в Киев ездили представители здешней константинопольской структуры – Эстонской апостольской православной церкви, из которой в свое время организовал вторжение на территорию Московского Патриархата в Эстонии президент Леннарт Мери (1992–2001). Именно эта структура консультировала правящие круги Украины, делясь своим "раскольническим опытом".
Нужно сказать, что одним из рычагов давления здесь является финансовый. Архиепископ Константинопольский под разными предлогами уже давно получает достойные "пожертвования" для согласования каких-то вопросов от правящих элит. Такую же картину мы имеем и на Украине, ведь речь идет о 25 млн долларов, которые Петр Порошенко выплатил Вселенскому патриарху, и о будущих суммах, которые будут поступать в Константинополь для пролонгирования этого "бизнес-проекта".
– Вы сказали, что все это происходит по "эстонскому сценарию". Могли бы рассказать о нем подробнее?
– Эстония стала лабораторной площадкой, на которой западные страны реализовывали свои "проекты". В начале 90-х годов местная православная церковь подала документы на регистрацию в качестве преемницы РПЦ. Вместо этого в 1993 году Верховный суд отменил решение первой инстанции, и Департамент по делам религий зарегистрировал Синод Эстонской апостольской православной церкви в изгнании как единственную законную правопреемницу межвоенной Эстонской апостольской православной церкви. Этим был грубо нарушен закон страны. Эстонская апостольская православная церковь была в юрисдикции Стокгольмского Синода, а по законам ЭР ее могли регистрировать только местные религиозные организации. К тому же церковь должен возглавлять избранный епископ, которого не было у Стокгольмского Синода. Позднее были приглашены Константинопольские иерархии, которые в 1996 году возглавили Эстонскую апостольскую православную церковь, имеющую такое название с 1923 по 1940 годы.
Таким образом, маленькая кучка людей завладела всей собственностью церкви в Эстонии Московского патриархата, приход которой насчитывает 200 тысяч человек – больше, чем у лютеранской церкви в стране.
Похожий сценарий реализуется и на Украине, когда раскольническую церковь во главе с Филаретом признали и планируют отбирать имущество у канонической церкви Московского патриархата, лишив ее условий для существования. Напомню, что Филарет в 1990 году намеревался стать Патриархом Московским и всея Руси, а избрали представителя Эстонии, митрополита Алексия. Филарет в то время страшно обиделся, пытался влиять в дни ГКЧП, оказывая политикам поддержку и надеясь на патриарший статус. А позднее этот человек на Украине стал выступать с антисоветскими и русофобскими позициями. Тем не менее он оказался удобным для нынешних властей Украины.
Теперь же Киев пытается добиться признания церкви Филарета автокефалии. В православной церкви насчитывается около двух десятков патриархий, и Константинопольский считается первым среди равных. Причем Русская православная церковь является самой многочисленной, и ей не с кем сравниться, тем более Константинополю с приходом в две тысячи человек. Кстати, утверждает в должности Константинопольского архиепископа мэр мусульманского Стамбула. Получается, что назначенец градоначальника столицы Турции заявляет о своих правах на провозглашение автокефалии какой-то церкви мира.
– Как вы думаете, будет ли эта тема сейчас активно использоваться в преддверии президентских выборов на Украине? К примеру, в Тернопольской области появились билборды, на которых изображены главный конкурент нынешнего президента Юлия Тимошенко и Московский Патриарх Кирилл. Фотография подписана большими буквами: "Наша надежда".
– Это все политические спекуляции, потому что Тимошенко по сути своих высказываний ничем не отличается от Порошенко, поэтому представлять, что ее поддерживает Патриарх Кирилл, не представляется разумным.
– Приведет ли сложившийся конфликт между патриархатами к расколу православного мира?
– Безусловно. Сейчас Патриарх Московский вынужден был заявить об отказе в поминовении Варфоломея и о прекращении канонического общения.